Стадион
Как в Красноярске развивается спортивная акробатика
Отечественные акробаты считаются одними из сильнейших на всей планете.
В редакцию “Городских новостей” пришло письмо от Фёдора Григорьевича Смирнова, который попросил рассказать подробнее о спортивной акробатике. Интерес у нашего читателя появился после материала о турнире имени Сергея Плешкова, который вышел в одном из предыдущих номеров. “Не знал, что в Красноярске росли чемпионы России и мира. Думал, акробатика только в цирке бывает. Стало интересно узнать о ней как о спорте”, — написал Фёдор Григорьевич. По просьбе читателя мы сегодня расскажем об акробатике, её истории и красноярском вкладе.
Писали Гомер и Ксенофонт
Свои корни акробатика берёт в Древней Греции. Ещё в незапамятные времена специально обученные люди развлекали публику стойками на руках и голове. Отдельные трюки даже можно увидеть на сохранившихся вазах и фресках. Кстати, само слово “акробатика” вышло из древнегреческого языка: “акрос бату” переводится как “ходить по краю” или “ходить на носках”.
Искусство владения телом было известно не только грекам, но и римлянам, египтянам и византийцам. Некоторые сведения остались в рукописях за авторством древних философов и историков. Так, Ксенофонт в своих трудах писал о танцовщице из Сиракуз, которая “выворачивала тело подобно колесу и прыгала в обруч с острыми мечами”. Даже в гомеровской “Одиссее” есть эпизод, в котором два прыгуна развлекают пирующих.В Средние века интерес к акробатике не иссяк. Во французских церквях Сен-Дени и Ла-Шез-ле-Виконт есть изображения людей, стоящих на руках и прыгающих сальто. На Руси тоже знали о необычном увлечении — правда, относились к нему негативно. В своей грамоте 1648 года царь Алексей Михайлович, порицая “богомерзкие” игры скоморохов, упоминал обычай “скакать на досках”.
Примерно в то же время начали появляться учебники по акробатике. Француз Тюкарро в конце XVI века издал книги “Сальто-мортале” и “Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе”. Учёный в своих трудах систематизировал известные элементы. Многие исследователи считают “Сальто-мортале” первым полноценным учебником по акробатике.
Новый толчок к развитию прыгуны и трюкачи получили в конце XVIII века, когда их стали звать в цирк. Постепенно акробатика стала искусством, которое росло под куполом и на арене. До сих пор редкое цирковое представление обходится без участия акробатов.
Благодаря Союзу
Разделение акробатики на профессиональную и спортивную произошло в начале XX века. На это повлияло развитие гимнастических кружков, которые всё чаще брали в свои программы прыжки и различные трюки. Постепенно формировались самостоятельные акробатические сообщества — например, в Петербурге они работали вплоть до начала Первой мировой войны.
В 1932 году на Олимпиаде был представлен тамблинг, который стал прообразом современных прыжков на батуте. Чуть позже, в конце 30-х, акробатика стала активно развиваться в СССР. По инициативе товарища Бондарева, который возглавлял Всесоюзную секцию (прообраз современной всероссийской федерации), была разработана программа тренировок и соревнований. В 1939 году в Москве прошёл первый в мире турнир по спортивной акробатике.
Международное признание этого направления также связано с Советским Союзом. По его инициативе была создана всемирная федерация, которая в 1974 году провела первый в истории чемпионат мира — его, кстати, приняла Москва. С тех пор отечественные акробаты считаются одними из сильнейших на всей планете и регулярно берут медали на самых крупных турнирах.
Из курсантов в тренеры
Красноярская акробатика официально зародилась в 1972 году, когда было открыто отделение на базе дома спорта “Спартак”. Однако фактически она появилась ещё в 60-х. Её развитие напрямую связано с именем Сергея Плешкова — бывшего курсанта лётного училища, который волею судьбы оказался не в армии, а в спорте.
“Так уж получилось, что я стал, можно сказать, основоположником спортивной акробатики в Красноярске, — рассказывал Сергей Григорьевич “Городским новостям” в одном из интервью. — Был до меня тренер Валентин Васечкин, но он ушёл работать в цирк, и на пять лет в нашем городе про этот вид спорта забыли. Всё, что было, развалилось, и мне пришлось начинать с нуля. Тренировки проводил в одной из школ, в зале собиралось по 150 ребятишек. Потом построили “Спартак”, и в 1972 году там открыли детскую спортшколу. Мы переселились туда”.
Первый успех Плешкова и всей красноярской акробатики связан с именами Валерия Терёшкина и Ольги Малышенко — они два раза выиграли чемпионат СССР и пошумели на международном уровне, взяв турнир памяти космонавта Владислава Волкова. “Валера приехал в Красноярск из Норильска, где занимался прыжками в воду. Определённая база у него уже имелась. Перевороты мог делать, ноги сильные у него были, а вот руки слабые. Стал я с ним заниматься, поставил в пару к Ольге Малышенко...” — вспоминал Плешков. Сейчас Терёшкин известен как создатель “Свободного балета”, с которым выступает в разных городах мира.
Позже международные награды были у Ирины Тищенко, Маргариты Хасановой, Алексея Яковлева… Акробатическое отделение объединялось с гимнастическим, меняло подведомственную структуру... И лишь одно оставалось неизменным — занятия в доме спорта “Спартак”, который со временем морально устаревал. В 2015 году эта проблема была решена: по инициативе Сергея Плешкова и директора спортшколы “Спутник” Андрея Аникина в Ленинском районе появился современный акробатический манеж. Теперь растить молодёжь можно в более комфортных условиях.“Лично я ждал этого 50 лет, — признавался Сергей Плешков на церемонии открытия манежа. — Как говорят: мечты сбываются. Хочется и дальше работать, результаты показывать. Радости нет предела!”
Сейчас в акробатическом манеже занимаются примерно 500 ребятишек всех возрастов. Плешкову уже 83 года, но он продолжает работать с молодёжью — как и его первые ученики, которые сами стали заслуженными тренерами. Красноярская школа регулярно даёт новых чемпионов, и очень хочется верить, что у местной акробатики будет по-настоящему светлое будущее.