Красноярск исторический

Капитан Чечкин — человек и ледокол

Чем запомнился красноярский речник Михаил Чечкин?

Капитан Чечкин — человек и ледокол
Фото: фонды Красноярского краевого краеведческого музея

Современники так вспоминали легендарного речника-капитана Михаила Чечкина: “Воистину сибирский богатырь под два метра и в сотню килограммов весом. Но он не подавлял людей ни своей фигурой, ни положением — наоборот, вызывал симпатию уверенностью и силой”. Физические и моральные качества Михаила Алексеевича позволили ему совершать труднейшие экспедиции во льдах и, как сейчас бы сказали, реализовывать серьёзные проекты в пределах Красноярска. А всё начиналось с семьи...

В капитаны после армии

Ещё в детстве маленький Миша Чечкин не представлял свою жизнь без реки. Оно и понятно: отец — рабочий-речник, старший брат тоже сутками пропадал на пристани. Иного варианта не было. В 13 лет Михаил сам пришёл трудиться на пристань — и грузчиком успел побывать, и маркировщиком, и чернорабочим на судоремонтном заводе. Позже Чечкин прославился на всю округу своей недюжинной силой: говорили, что он мог в одиночку перетащить пианино с места на место. Затем были работа в комсомольской ячейке речников и армейская служба на Дальнем Востоке. Причём отсидеться в штабе писарем, как в одном известном фильме, у Чечкина не получилось: он был участником конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, кипевшего в конце 1920-х годов. Красноярец с честью вынес все испытания и вернулся домой с нагрудным знаком.

После армии карьера Михаила Алексеевича резко пошла вверх. Недолго поработав помощником капитана, в 1933 году он сам стал главным на пароходе “Спартак”, а затем ушёл руководить теплоходом “Клим Ворошилов”. Тогда же активно зарождалось стахановское движение, и речников оно не обошло.

Чечкин первым освоил штурманскую проводку судов и осуществил переход на штурманскую систему судовождения, — писал историк Владимир Чумаченко.Она затем прочно вошла в практику и дала возможность упразднить сотни должностей лоцманов, многие из которых стали судоводителями”.

Особое усердие в работе дало возможность капитану поступить в Ленинградскую академию водного транспорта. Но там он проучился всего три курса — учреждение попало под ликвидацию. Перед войной Чечкин стал начальником Подтёсовских судоремонтных мастерских, а затем был переведён на теплоход “Сергей Киров”.

Подвиг на Тунгуске

Бывали в жизни Михаила Алексеевича сложные и даже смертельно опасные моменты. В истории сохранился эпизод, как он в конце 1941 года в составе каравана перегонял грузы в Дудинку. Чем севернее двигались корабли, тем сложнее приходилось — Енисей всё крепче уходил под лёд... В какой-то момент стало понятно — дальше идти нельзя. На улице суровая полярная зима, да и условия для жизни, мягко говоря, экстремальные. Что делать?

Капитан Чечкин принял решение поставить на зимовку суда выше устья речки Полой, недалеко от Игарки, чтобы уберечь их от весеннего ледохода,писал Чумаченко. — Жить устраивались как и где могли: кто в деревушке (домах и банях), а кто и на теплоходе. В трудных условиях полярной зимы Чечкин сохранил людей и суда, и весной 1942 года караван прибыл в Дудинку в полном составе”.

Международные страницы в биографии нашего героя тоже есть. В 1945-м он возглавил перегон речных кораблей “Родина” и “Победа” из США в Красноярск. Для этого пришлось преодолеть несколько тысяч километров по Тихому и Атлантическому океанам, зачастую преодолевая льды и десятибалльные ветра. Но всё окончилось благополучно: караван судов дошёл от Аляски до Енисея и пришвартовался в Красноярске.

И ещё один факт в насыщенной карьере Чечкина. В 1950 году он, управляя теплоходом “Владимир Ленин”, преодолел Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Такого ранее не делал никто и никогда. Учитывая сложность судоходства в этом месте — резкие перепады высот, скальные выступы и кучу каменных гряд — выход из порога можно вполне считать подвигом.

Трёшку на однушку

Михаила Чечкина всегда тянуло в походы, рейсы, путешествия. Из него пытались сделать классического административного работника и даже назначили начальником Красноярского речного порта. Но в комфортных кабинетах ему было неуютно. Его страстью была вода, и он всегда к ней стремился.

Коллеги Михаила Алексеевича отмечали его твёрдость, принципиальность и прямолинейность. Капитан мог, не стесняясь рангов и чинов, высказать всё, что думает о той или иной ситуации. Чечкин терпеть не мог лентяев и случайных в судоходстве людей. Зато для верных речному делу он был готов сделать многое.

С 1956 года и до самой пенсии Чечкин занимался грузоперевозками по Нижней Тунгуске — таково было требование партийного руководства, и он с ним прекрасно справлялся. Но были и более глобальные проекты: так, вместе со своей командой Михаил Алексеевич привёз на место стройки Красноярской ГЭС лихтер, или баржу, с первым рабочим колесом. Также он был задействован в строительстве Коммунального моста, занимаясь наводкой железобетонных мостовых арок. Ещё один примечательный факт из жизни Чечкина: имея трёхкомнатную квартиру в дворянском доме на набережной Енисея, Михаил Алексеевич в старости разменял её на скромную однушку. Там он и жил до самой смерти.

Казалось, что династию речников в семье Чечкиных продолжит сын Сергей, но тот выбрал иное направление. Выучившись на хирурга, он стал первоклассным профессионалом и неплохим управленцем. В 1970–1980-х годах Сергей Михайлович возглавлял краевой госпиталь ветеранов войны, и именно под его руководством началось строительство нового здания на улице Вильского.

ДОСЬЕ

Михаил ЧЕЧКИН

Дата и место рождения: 21 ноября 1906 года, Красноярск.

Деятельность: речник, капитан судов.

Образование: Красноярский речной техникум (1933), Ленинградская академия водного транспорта (1940, окончил только три курса).

Награды: орден Ленина (1953), орден Трудового Красного Знамени (1966), орден Октябрьской Революции (1971), государственные и ведомственные медали, звание “Лучший капитан Министерства речного флота”.

Умер в 1973 году в Красноярске.

ПАМЯТЬ

В честь Михаила Чечкина назван ледокол “Капитан Чечкин”, который приписан к порту Астрахани. Кроме того, его имя носит серия ледоколов проекта 1105, построенных в Финляндии и сейчас работающих на Волге, Неве, в Азовском море и в Финском заливе.

ИНТЕРЕСНО

Михаил Чечкин дружил с известным красноярским поэтом и журналистом довоенного времени Казимиром Лисовским. Существует легенда: однажды Чечкин от избытка чувств так сильно сжал руку Лисовскому, что у него “пошла кровь из-под ногтей”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА