Наука и образование

Кирилл Пахмутов: «Думал, что стану инженером»

Как пришёл в профессию самый лучший классный руководитель Красноярска.

Кирилл Пахмутов: «Думал, что стану инженером»
Педагог-организатор в школе № 108 Советского района Кирилл Пахмутов.

Когда Кирилл Пахмутов ещё сам школьником проходил тесты на профориентацию, по результатам всегда выходило “человек — техника”. Он и собирался стать инженером, но юношу внезапно увлекла педагогика.

Кириллу Андреевичу — двадцать четыре года, он работает педагогом-организатором в школе № 108 Советского района. В его профессиональном портфолио уже пять высоких наград. Первая — когда он был признан лучшим вожатым России, недавняя — Кирилл Пахмутов стал победителем городского конкурса “Классный классный”. Мы встретились с педагогом и спросили его о том, чем нравится профессия учителя, как найти общий язык с подростками и избежать выгорания.

— При совсем небольшом стаже у вас уже столько профессиональных наград. Как вы пришли работать в школу?

— По первому образованию я технолог машиностроения, в 2019 году окончил аэрокосмический колледж. Там же начал пробовать себя в качестве вожатого в загородном лагере. Сейчас получаю педагогическое образование, специальность учителя математики.

До того как пришёл в 108-ю школу, у меня был опыт преподавания робототехники в частном центре. Но потом всё-таки решил пойти работать в государственное образовательное учреждение. Я сам выпускник 22-й школы, которую сейчас объединили со 108-й, так что, по сути, вернулся в родные стены.

Сейчас в своей педагогической команде развиваем концепцию воспитания благодарного выпускника. Это человек, который хочет сказать спасибо учителям уже после того, как закончил школу.

— А в семье есть педагоги? Родители как-то повлияли на ваш выбор?

— Получается, что да. Мама — воспитатель детского сада, папа работает в системе профилактики безнадзорности. Раньше я был уверен, что стану инженером, у меня даже есть своё запатентованное изобретение.

Когда учился в аэрокосмической школе, организовал волонтёрский центр, мы проводили занятия для малышей у мамы в детском саду. Там были ребятишки с нарушениями речи, и мы помогали готовиться к праздникам. Наверное, это и есть мой первый педагогический опыт.

Потом я отправился вожатым в лагерь “Патриот”. Тогда мой наставник Елена Юрьевна Шалимова сказала: если с маленькими мальчиками справишься — значит, всё получится.

— Как справились и что помогло?

— У меня в группе было десять семилетних мальчишек. Понял, что главное при общении с детьми — оставаться честным. Если поведение ребят меня огорчало, говорил им об этом. Нужно принимать чужие эмоции и уметь доносить свои, правильно выражать их. У меня был мальчик, который в другого взрослого мог кинуть камнем. Сложная ситуация. В этом возрасте ребёнок не знал, что за эмоцию он испытывает и как с ней справляться. Что-то из техник, упражнений я нашёл в литературе по психологии, до чего-то дошёл сам. Чем раньше мы покажем спектр эмоций и как с ними справляться, тем лучше. Например, с этим ребёнком мы садились и, пытаясь выразить чувства, рисовали подарки для злости.

— Чем можно занять и увлечь в каникулы современных детей, которые привыкли к телефонам?

— С семилетними детьми нужно заниматься всё время. Я брал много настольных игр, изучил разные подвижные. Ребёнку в любом случае что-то покажется интересным, только нужно понять, что конкретно.

Вечерами перед сном я читал воспитанникам научно-популярную литературу про космос. Хотя поначалу коллеги убеждали меня, что дети книги точно слушать не будут. Но ребята слушали. Я устраивал небольшой аудиоспектакль, потом мы обсуждали прочитанное.

— Как дети реагировали на ваш достаточно юный возраст? Это в педагогике преимущество?

— Не могу сказать, что возраст — преимущество. Наоборот, дети прощупывают границы и могут их переходить, думая, что мы почти ровесники и на равных. Но я был готов к ответственности, и проблем не возникало.

— Чем занимается педагог-организатор? Как старшие коллеги реагируют на ваши идеи?

— Педагог-организатор — инициатор тех активностей и событий, которые происходят в школах. Когда-то это были старшие вожатые, сейчас мы работаем совместно с заместителем директора по воспитанию.

Среди коллег есть педагоги, которые когда-то были моими учителями. Наши отношения построены на взаимоуважении. Реакция на инициативы разная. Кто-то готов подключаться к организации, кто-то присоединяется к процессу позже. Радует, когда коллеги говорят: вот мы просто с вами рядом посидели, понаблюдали и тоже вдохновились. Иногда участие в каких-то проектах — это мощная перезагрузка. Меняя деятельность, люди отдыхают. Поэтому мы стараемся вдохновлять коллег. В нашей школе много энергичных педагогов, и я благодарен им за поддержку.

— В этом году вы признаны самым лучшим классным руководителем города. Расскажите о своём классе — как строите отношения с детьми?

— У меня сейчас шестой класс, я работаю с ним с третьего — вёл дополнительные занятия. У ребят был хороший учитель в начальной школе, и нам удалось договориться о правилах и принципах, которым следуем.

Главный принцип — взаимное принятие, мы уважаем друг друга такими, какие есть. Что касается запретов — это всё, чего не допускают законы и устав школы.

— Ваши дети находятся в подростковом возрасте, как удаётся разрешать конфликтные ситуации?

— Например, у нас возник прецедент с курением. Я узнал об этом из видео, которое ребята пересылали друг другу. После разговаривали с родителями, с детьми. Обсуждали две темы — вредные привычки и цифровая гигиена. Напомнил ребятам, что любое видео в интернете остаётся там навсегда и нужно понимать, что можно выкладывать, а что не стоит.

— Повышаете голос?

— Было такое, что ребята на задней парте смотрели видео по телефону. Конечно, меня это неприятно зацепило. Но мне удалось сказать о своих эмоциях, дети услышали. Голос я не повышаю. Обычно если дети провоцируют педагога, они добиваются его резкой реакции. Если ты отвечаешь непривычным образом — спокойно, то это производит большее впечатление, чем крик. Вообще у меня замечательный класс и замечательные родители. Взрослые активно подключаются к нашим мероприятиям, предлагают, помогают. В работе сталкиваешься с разными ситуациями. Не так давно в одной из семей случилось горе, весь класс, кто как мог, поддержал ребёнка. Я восхищён и тронут реакцией других родителей, детей.

— Как вы видите роль современного классного руководителя? Это учитель, друг, наставник или всё вместе?

— Для меня это ещё и организатор диалога с детьми, другими учителями. А сейчас развиваем и диалог с городом. Часть занятий, различные проекты выносим за территорию учебного заведения. Учим детей жить в городе, ориентироваться в нём, понимать инфраструктуру и возможности. Например, мы предложили ребятам попробовать себя в качестве пассажиров городской электрички. Есть дети, которые редко выезжают за пределы своего микрорайона, и так мы познакомили их с общественным транспортом. У нас запланирован урок в супермаркете, где будем рассказывать, как выбирать продукты, смотреть стоимость, сроки годности, соотносить цену и вес.

Другой пример — сейчас в филиале школы идёт ремонт, и вместе с детьми мы рассчитываем объём необходимых строительных материалов. Ребята также предлагают свои варианты оформления помещений.

Направления таких занятий разные. Вместе с коллегами мы проводим уроки патриотического воспитания в Гвардейском парке, рассказываем об истории и героях 78-й Добровольческой Бригады. Есть и идеи, когда мы стремимся развивать творческое мышление. Леонардо да Винчи говорил, что воображение можно тренировать, разглядывая облака. Мы провели фестиваль, на котором смотрели на облака и делились впечатлениями об увиденных образах.

Думаю, что наглядность в реальных условиях лучше запоминается, чем теория за партой.

— У вас столько идей... Как педагогу оставаться креативным и энергичным?

— Нагрузка у педагогов разная, но в целом ответственность у всех большая. Выгорание — серьёзная проблема для учителей. Я не знаю, что со мной будет через пять — десять лет и как буду себя вести. В нашей школе есть проект “108 минут для себя”. Педагоги могут отключиться от уроков и провести время, например, за творческим мастер-классом.

Когда меня спрашивают о хобби, говорю — собираю впечатления. Я не экстремал, люблю спокойные походы и путешествия.

В тему

Со своей женой Юлией Кирилл Пахмутов познакомился во время работы вожатым. Вместе на смены они ездили несколько лет подряд. Сейчас девушка работает педагогом дополнительного образования. “Да, мы помогаем друг другу, но вечера в педсовет не превращаем”, — смеётся Кирилл Андреевич.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА