Проспект культуры
Спектакль «Конёк-горбунок» Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина отметил юбилей
Спектакль участвовал в российских и международных фестивалях. Он путешествовал от Варшавы до Иркутска, побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле.
Этот спектакль сыграли в четырёхсотый раз. В театре подсчитали: за двенадцать лет, которые идёт “Конёк-горбунок”, актёры провели на сцене и не выходили из своих образов 433 часа. Царь Иван четыреста раз женился на Царь-девице, чудо-юдо Рыба кит проглотил 800 «кораблей на веревочке»…
Не все спектакли спустя двенадцать лет после премьеры остаются на пике популярности. “Конёк-горбунок” настолько полюбился зрителям, что за эти годы переехал с камерной сцены на площадку большой. Билеты на постановку разбирают за несколько недель до показа. И непонятно, кому “Конёк-горбунок” нравится больше: маленьким или большим зрителям.
— Нам захотелось сделать спектакль для детей в небольшом формате, — рассказывает Олег Рыбкин, режиссёр-постановщик “Конька-горбунка”. — Спектакль, который бы близко находился к зрителю. Сначала он игрался на камерной сцене, где было всего 26 мест. Каждый маленький зритель сидел на мешочке, мамы и папы — за ними. Это было очень камерно, создавало доверительную атмосферу. Но когда мы увидели, что заявки на билеты люди за три месяца подают, то нашли возможность играть на большее количество зрителей.
Декорации и реквизит — в народном стиле: уютные лоскутные покрывала, плетёные дорожки, куклы из ткани…
— Получилось и народно, и стильно. Замечательная Елена Турчанинова создала эту визуальную картинку, — говорит Олег Алексеевич. — Благодаря музыкальному руководителю Екатерине Берестовой артисты прекрасно играют и поют. Здесь можно услышать отголоски некоторых современных темпов, ритмов. Самое главное — атмосфера нашего спектакля. Это живое общение со зрителем, как принято сейчас говорить, — интерактивное. Оно и создаёт особую ауру, не зря играем “Конька-горбунка” четырёхсотый раз. В интернете даже была шутка: где мне взять ребёнка, чтобы сходить на этот спектакль?
Роли Рассказчика, Отца и Царя исполняет народный артист России Алексей Исаченко.
— Нас трое артистов: я, Светлана Семёновна Ильина и Иван Янюк, которые выходили на сцену все четыреста раз, — рассказывает он. — “Конёк-горбунок” имел успех в других городах. Чтобы не забыть все, где мы его играли, выписал названия, получился большой список. Мы показывали его на фестивале “Золотая Маска”, на фестивале “Арлекин” в Санкт-Петербурге, на международном фестивале в Варшаве. Играли в Липецке, Тамбове, Рязани, Екатеринбурге… Почти вся Россия видела нас. Пожалуй, ни один другой спектакль нашего театра не смотрели столько людей в разных городах.
Иван Янюк играет Конька-горбунка. “Здесь у нас всех — главные роли, спасибо за это Олегу Алексеевичу Рыбкину. Все артисты талантливые, яркие, смешные, трепетные, — отмечает он. — Советую всем, кто ещё не видел “Конька-Горбунка”: бегите в театр! Олег Алексеевич создал то, что радует зрителя”.
Нюанс
Специально для этого спектакля композитор Екатерина Берестова написала оригинальные песни, разнообразные по жанрам и стилям. Занятые в постановке артисты играют на инструментах, вместе с ними на сцену выходят музыканты. Со спектаклем связано немало интересных историй. Одна из них произошла на гастролях в Нижнем Новгороде десять лет назад. Для работы на сцене нужен был контрабас, инструмент предусмотрительно взяли в аренду. За полтора часа до спектакля его доставили в театр. И вдруг выяснилось, что у контрабаса отвалился гриф, и играть на нём невозможно.