Общество

Заброшенная — не значит ничья. Можно ли законно занять чужую дачу в Красноярске?

Заброшенные дачные участки — проблема, которая существует во всех регионах страны.

Заброшенная — не значит ничья. Можно ли законно занять чужую дачу в Красноярске?

Дмитрий Шабалин

Дачи.

Соседи по даче больше десяти лет не появляются на своём участке. Даже не знаю, живы ли они. Земля заросла сорняками, трава лезет и в мой огород, много сухостоя — того и гляди вспыхнет пожар. Слышала, что можно изымать заброшенные участки в пользу товарищества, а затем перераспределить между членами СНТ. Действительно ли это так? Наш председатель говорит, что такого закона нет, но и найти собственников не может. Что делать? / Татьяна Николаевна

Принудить штрафами к продаже

Соседи по СНТ действительно не вправе распоряжаться чужой землёй, даже если она много лет стоит заброшенной. Законных оснований для этого в России нет, хотя проблема давно и активно обсуждается как садоводами, так и представителями органов власти. Так, недавно Росреестр разработал проект закона, который в случае принятия на федеральном уровне должен повысить эффективность использования земель СНТ. Авторы документа подчёркивают, что заброшенные дачные участки — проблема, которая существует во всех регионах страны. Новый законопроект предполагает, что гражданину, который не уделяет своей даче время и силы, будет выноситься предписание о необходимости привести участок в порядок. Если собственник не отреагирует, его можно привлечь к ответственности. Такой подход, по мнению экспертов, заставит владельцев земли задуматься, так ли нужны им их участки, и выставить дачи на продажу. А новые собственники будут относиться к наделу уже по-хозяйски.

Виновато СНТ

Стоимость недвижимости в пригороде Красноярска растёт с каждым годом, интерес к земельным участкам у жителей мегаполиса большой. Однако заброшенных дач в окрестностях города тысячи. И СНТ победить эту проблему пока не в состоянии. Так, председатель одного из товариществ в Ленинском районе рассказал “Городским новостям”, что возглавил правление в 2021 году. От прошлых председателей документации практически не осталось. На сегодня в этом садоводстве из 350 участков 50 не используются. Кто их собственники, выяснить довольно проблематично.

— Я поднимал архив, — рассказал глава СНТ, который попросил не называть своё имя. — Выяснил, что всем членам нашего садоводства выдали свидетельства о праве собственности ещё в 1990-х. Но там были дачники 1922 года рождения. Есть ли у них наследники?

Между тем в этом году с проверками к садоводам пришли инспекторы пожарного надзора, они обратили внимание на заброшенные дачи и вынесли СНТ предписание устранить нарушения — убрать сухую траву, регулярно скашивать свежую, очистить участки от мусора. Чтобы найти собственников, необходимо провести целое расследование. А оперативно выполнить данную работу можно лишь за счёт взносов, которые делают члены товарищества. Но эти деньги нужны и на общие хозяйственные нужды. Как разделить скромный бюджет СНТ, чтобы на всё хватило, председатель пока не придумал.

— Было время, когда у правления имелись рычаги воздействия на собственников, что-то типа штрафов, — рассказал наш эксперт. — Однако сегодня, чтобы решить проблемы с недобросовестными хозяевами, нужно обращаться в суд. Впрочем, и для поисков собственников того или иного участка тоже нужна помощь судебных органов — Росреестр закрыл базу данных владельцев недвижимости для простых смертных. Органы власти в розыске сведений также не помогают.

По словам председателя, кроме неиспользуемых участков, в товариществе есть дачи, у которых не один, а несколько собственников — один из предыдущих глав СНТ захватил чужие земли и перераспределил их между садоводами. По этим наделам сейчас идут судебные споры, и до их завершения некоторые владельцы отказываются платить взносы и ухаживать за землёй. “Такое весёлое у нас товарищество”, — отметил собеседник “Городских новостей”.

Управа на борщевик

Заброшенные участки есть и в СНТ “Механизатор”. Алексей Козлов, который председательствует здесь третий год, говорит, что и он сам, и предыдущий председатель пытались урегулировать вопрос через местные власти, однако пока безуспешно.

— Люди умирают, наследников либо нет, либо они не ухаживают за землёй, — рассказал Алексей Александрович. — Мы составляли списки неиспользуемых дач, передавали в администрацию, но решить проблему пока не удалось. Я сейчас вижу один вариант — сдавать дачи в аренду, чтобы кто-то присматривал за участками, убирал борщевик и другие сорняки. Но, к сожалению, прав таких ни у меня, ни у общего собрания членов товарищества нет. В то же время по закону на нас лежит доля ответственности за заброшенные дачи.

Участок как капитал

Председатель красноярского представительства Союза садоводов России Дмитрий Патрин отмечает, что проблема заброшенных дач многогранна. Есть участки, на которые не оформлено право собственности, людям земля передана в бессрочное пользование по садовым книжкам, но владельцы у них имеются. Часть дач — это имущество, у которого хозяев уже нет, но передача этих участков новым владельцам возможна только через серьёзную процедуру. В ряде ситуаций собственники у земли есть, но они ею не пользуются, оставляют за собой в качестве капиталовложения, чтобы было что продать при необходимости.

— У нас в СНТ был брошенный участок, у которого имелся собственник, — рассказал Дмитрий Патрин. — Одна семья решила его занять, привела в порядок, 14 лет ухаживала, платила взносы. А на 15-й год пришёл официальный владелец и выставил дачу на продажу. Свою недвижимость он оценил в миллион 200 тысяч, в инфраструктуру СНТ при этом не вложив ни копейки. Разве это справедливо?

По словам Патрина, право отчуждать заброшенные земельные участки на сегодня есть только у органов власти. При этом дачи изымаются в муниципальную или государственную собственность, а затем могут реализовываться с аукционов. “Но с какой стати муниципалитет становится правообладателем этих дач? — задаётся вопросом Дмитрий Александрович. — Члены СНТ собственные средства вкладывают в инфраструктуру, значит, они и должны быть собственниками участка и на общем собрании решать, что с ним делать — отдать под общественную мусорную стоянку или продать кому-то, а вырученные деньги направить на развитие товарищества. Такой закон нам нужен”.

Хочешь землю — договаривайся

В Управлении Росреестра по Красноярскому краю рассказали, что сегодня права собственников защищены Конституцией РФ. Согласно статье 35 основного закона страны никто не может быть лишён своего имущества, кроме как по решению суда. Принудительное изъятие допускается в ситуациях, предусмотренных пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ. Забрать землю могут, например, за долги или если участок нужен муниципалитету (под строительство, например, дороги, школы) или стране (под природный заповедник, объект космической или другой важной отрасли). Государство может реквизировать дачу (с выплатой компенсации), если на территории её нахождения произошло стихийное бедствие, авария, эпидемия, или конфисковать (без выплаты компенсации), если владелец совершил преступление.

Действует в России также институт выморочного имущества. Согласно статье 1151 Гражданского кодекса РФ недвижимость передаётся муниципалитету, если в случае смерти собственника наследники либо отсутствуют, либо отказались от земли, либо не приняли наследство. Если владельцем участка хочет стать частник, он должен обратиться к хозяину земли и договориться с ним о передаче. Закон будет учитывать только эти договорные отношения. Другие варианты использования чужих участков будут расцениваться как самозахват имущества.

Нюанс

Самозахват земельных участков — это правонарушение, за которое назначается штраф: от 5 тысяч рублей на физическое лицо, от 25 тысяч — на должностное, от 100 тысяч — на юридическое. Человек или организация может получить штраф, даже если просто посадит на чужом наделе картошку. А если земля досталась в результате мошенничества с недвижимостью, например по сговору с председателем СНТ, то уже начинает действовать Уголовный кодекс, которым предусмотрен реальный срок.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА