Проспект культуры

Феномен сериала «Пищеблок»

«Пищеблок» стартовал лучше всех сериалов на «Кинопоиске».

Феномен сериала «Пищеблок»
Фото: Кинопоиск.

Прелести фэнтезийного жанра относительно чужды российскому кинематографу. В Голливуде привыкли тратить огромные средства на бюджеты сказочных фильмов, что объяснимо. За рубежом такие истории работают, стабильно окупаются и радуют зрителей. «Пищеблок», на мой взгляд, смог поднять планку российского фэнтези. Сейчас выходят серии второго сезона. Предлагаем разобраться, чем зрителей так зацепил сериал на выходе.

Грамотное вдохновение

Российское искусство, в особенности кинопроизводство, часто критикуют за отсутствие оригинальных идей. Есть несколько возражений на этот счёт. Во-первых, что-то совершенно новое создают исключительно редко. Попробуйте написать свою историю, сценарий для фильма, книгу, что угодно — вы обнаружите ненамеренно взятые элементы из уже виденных ранее произведений. Во-вторых, практически у каждого современного сюжета ноги растут как раз из классической русской литературы. Это прослеживается даже у Стивена Кинга. В «Сиянии» Джек Торренс продаёт душу за выпивку. Эта сцена сильно напоминает знакомство Азазелло с Маргаритой, продавшей свою душу ради Мастера.

Это отступление не для оправдания отсутствия оригинальных идей. Да, «Пищеблок» много черпает из других произведений. За примерами далеко ходить не надо, сериал называют русской версией хита студии «Нетфликс» «Очень странные дела». Стивен Кинг — король ужасов и фэнтези, его влияние также нельзя не заметить в «Пищеблоке», в частности, история похожа на «Жребий Салема» с вампирами в маленьком городке и «Оно», где древняя сущность терроризирует Дерри. Я даже нашёл параллели с аниме «Токийский гуль», где непонятно, кто более жесток — люди или кровопийцы. Из отечественного при просмотре на ум сразу приходит графическая новелла «Бесконечное лето», в которой современный парень попадает в пионерский лагерь и не может из него выбраться из-за мистических причин.

Всё вышеперечисленное не делает «Пищеблок» неинтересным, напротив, он берёт лучшее из других произведений и создаёт нечто своё. Одни творцы могут положительно влиять на других, главное, уметь правильно вдохновиться и привнести своё.

История и персонажи

«Пищеблок» — это история о вампирах в пионерском лагере. Сюжет относительно прост, но может удивить неожиданными моментами. В частности, порадовали нововведения в «вампирский лор». Разумеется, во вселенной сериала существуют книги о вампирах, такие же, как и у нас. При этом вампиры «Пищеблока» отличаются от типичных: они не боятся чеснока, могут спокойно ходить под солнцем и пьют кровь через язык, а не укусами, как принято. Кроме того, их укусы превращают жертв не в вампиров, а скорее в верных слуг. Такой отход от канонов добавляет элемент неизвестности, всегда идущий на пользу жанру ужасов.

Главных персонажей сериала трудно назвать выделяющимися в своём жанре. Валера Лагунов — типичный смелый одиночка, готовый бросить вызов злу. Вожатый Игорь смотрится интереснее, во многом благодаря актёрской игре Даниила Вершинина. Он харизматичный и достаточно мудрый для молодого парня. Хоть в героях и есть немалая доля клишированности, за их взаимодействием и развитием интересно наблюдать.

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

Погружение в эпоху

Решение автора романа Алексея Иванова окунуться в советское прошлое может показаться странным, но интересным. Книга вышла в 2018 году, а её экранизация — в 2021. В сериале хорошо передан антураж эпохи, хоть и ходит мнение, что полному погружению мешает современная съёмка и яркая цветокоррекция. Всё же мы смотрим летнюю историю про молодых ребят (хоть и вампиры туда тоже затесались). Да, по телевизору в те времена картинка была нечёткой, цветовая гамма изображений была беднее, но яркость жизни не зависит от эпохи. Микс «голливудской» киносъёмки с советским временем — решение спорное, но очень занимательное.

Дизайн персонажей, реквизит, локации неплохо передали эпоху Советского Союза. Но чтобы передать эпоху, недостаточно только одеть персонажей подобающе. К СССР у современных людей разное отношение, ведь каждой эпохе присущи свои положительные и отрицательные аспекты. «Пищеблок» выставляет в негативном свете спорные элементы того времени: доносы, унизительные прилюдные наказания, традиционные брачные устои.

Новый сезон

«Пищеблок» предлагает взглянуть на вампиров с другой стороны во втором сезоне. Локации сменились, персонажи выросли. Главный герой Валера стал более глубоким персонажем, в нём теперь умещаются хорошие и плохие качества, от чего сериал только выиграл. При этом загадочности стало меньше. Ощущение неизвестности, так цеплявшее в первом сезоне, померкло.

Трудно сказать, стал ли сериал лучше во втором сезоне. «Пищеблок» изменился, но за происходящим всё ещё интересно наблюдать. Для получения полной картины необходимо дождаться выхода всех серий.

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

Не скатить в конвейер

Большинство сериалов сталкиваются с проблемой конвейера. Историю не заканчивают ради бесконечных продолжений. Казалось бы, ничего плохого в длительной жизни полюбившегося проекта. Не соглашусь с этим. Как правило, качество сериалов-долгожителей падает год за годом, поскольку автор уже рассказал всё, что хотел, а продолжения зачастую выходят вымученными и натянутыми. Создателей трудно в этом винить: всё-таки гораздо проще продвинуть громкое, зарекомендовавшее себя название, чем создать что-то новое. Но всё же очень хочется, чтоб «Пищеблок» стал цельным произведением.

Существуют примеры замечательных сериалов, проживших всего один сезон. Отечественный сериал «Чики» можно было запросто продлить, концовка располагала к этому. Авторы решили этого не делать, так как открытый конец был создан намеренно, через него и проходило авторское послание. Второй сезон мог просто-напросто убить весь посыл первого.

Мой любимый сериал-«односезонник» — «Острые предметы», основанный на романе Гиллиан Флинн, с блистательной Эми Адамс в главной роли. К слову, сюжет «Острых предметов» схож с сюжетом «Пищеблока», там происходят убийства в маленьком городке, только без мистики и вампиров. Сериал заканчивается на том же моменте, где заканчивается книга. Создатели не решились продолжать сюжет без оригинального источника, что, скорее всего, только к лучшему. «Пищеблок», в свою очередь, продолжает историю сам, уже без Алексея Иванова. Это не самый лучший знак, ведь без первоисточника может пропасть изюминка сериала. Пока этого не происходит, но если сагу о вампирах будут бесконечно продлевать, интерес зрителей может угаснуть.

18+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА