Новости
Без талона по закону
Есть ли смысл в процедуре техосмотра?
О российском техосмотре разве что песен не сложено, хотя, может, и они найдутся, если поискать тщательно. А вот ожесточенных споров о его необходимости, которые ведутся уже не первое десятилетие, хватает.
В этом году депутаты Госдумы наконец пошли навстречу автомобилистам и одобрили в первом чтении законопроект, передающий частным фирмам, а не ГИБДД, право свидетельствовать техническую исправность машин. Также в законе говорится, что автовладельцы смогут выбирать осуществляющую технический осмотр компанию по своему усмотрению без привязки к месту регистрации машины и месту жительства. Пункты техосмотра, в свою очередь, получат право самостоятельно определять стоимость работ, однако с условием, что она не будет превышать размер максимальной платы, установленной органом исполнительной власти субъектов РФ. При прохождении ТО в частной компании автовладельцам больше не придется предоставлять медицинскую справку и полис ОСАГО. Новый перечень необходимых документов включает в себя только паспорт (или водительское удостоверение), свидетельство о регистрации транспортного средства и доверенность с правом управления машиной и прохождения ТО (в том случае, если водитель не является собственником). Предположительно в силу закон вступит с 30 июня следующего года. До этого времени предлагается сформировать центры, которые будут заниматься техосмотром. А пока документ будет дорабатываться с учетом всех замечаний президента и премьер-министра РФ.
В частности, правительство поручило МВД и Минюсту разработать поправки, вовсе отменяющие техосмотр для новых машин. Получать талон не придется, если автосалон подтвердит подлинность маркировки и соответствие техническим и экологическим требованиям. Как показывает сегодняшняя статистика, далеко не редкость, когда новый автомобиль (особенно произведенный в России) не может пройти технический осмотр. Но, по мнению председателя комитета по транспорту Госдумы Сергея Шишкарева, если машины сертифицированы и допускаются на российский рынок, значит, они исправны. А диагностика новых авто зачастую превращается в пустую формальность: проверяются лишь документы и заводские номера, но плата берется как за полноценный технический осмотр.
— Когда я проходил техосмотр на своем новом “Опеле”, купленном в салоне, у меня даже не стали замерять выхлопы и смотреть тормоза, — признается красноярец Игорь Свиридов. — Сказали — ни к чему. И так очевидно, что машина в порядке.
В пресс-службе ОГИБДД УВД по Красноярску рассказали, что они всеми руками за отмену техосмотра для новых машин. Смысла в этой процедуре нет, зато новая поправка позволит снизить очередность на пунктах ТО для тех автомобилей, которым действительно не мешает диагностика и контроль.
А вот Михаил Шевцов, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей, куда обращаются владельцы новехоньких, но бракованных машин, высказался резче:
— Техосмотр следовало бы отменить не только для новых авто, но для всех остальных. По Гражданскому кодексу ты сам отвечаешь за исправность и сохранность своего имущества, а получается, что государство заботится о нас больше, чем мы этого хотим. Любой нормальный человек раз в полгода-год показывает машину специалистам автосалона, потому что только отморозки могут ездить на автомобиле, в котором неисправны тормоза. Их сама жизнь выбивает с дорог. В том виде, в каком техосмотр есть сегодня, он не нужен. Прежде всего, из-за того, что никто и ни за что не отвечает. Можно после прохождения ТО выехать на трассу, где у тебя откажут тормоза. А те, кто проводил осмотр спустя рукава или, получив “вознаграждение”, вовсе не проводил, окажутся ни при чем. В советские времена гаишники хотя бы проверяли, не является ли машина краденой или с перебитыми номерами, — в этом был смысл. Знаю, что сегодня есть много жалоб от водителей, которые спокойно три года подряд проходят техосмотр, потом решают продать машину и узнают, что все это время ездили на угнанном авто. Нужно техосмотр отменять, вводить личную ответственность производителей и дилеров за исправность автомобиля, а работники ГИБДД пусть проверяют только соблюдение закона.
С этим согласны многие водители: из 30 миллионов машин, которые ездят по российским дорогам, только 30 процентов проходят техосмотр законно. Владельцы остального автопарка предпочитают платить серым посредникам, которые выдадут талон без проблем, порой даже не видя машины.
По высказываниям членов региональных союзов автомобилистов на форумах, сложившуюся в России ситуацию исправит только выполнение технического осмотра независимым экспертом, не являющимся сотрудником автосалона, а являющимся членом саморегулируемой организации. Это должен быть специалист с высшим образованием, прошедший подготовку по контролю и диагностике автотранспортных средств в соответствии с образовательным стандартом третьего поколения. И только в случае персональной и коллективной ответственности перед владельцем за адекватность и качество технического осмотра проблемы начнут сглаживаться.
Из замечаний, которые поступили к законопроекту, стоит отметить и другие. Во-первых, предлагается прописать в нем формулу цены техосмотра. Во-вторых, техцентрам будет запрещено ремонтировать машины, техосмотр которых они проводили. Это якобы приведет к завышению стоимости ремонта и создаст коррупционные риски.
— Разделение функций, когда техцентр не сможет проводить и техобслуживание, и ремонт, приведет к затягиванию всей процедуры и создаст неудобства автовладельцам, — считает красноярка Елена. — К тому же уже сегодня из пункта ТО тебя отправляют исправить недостатки в строго определенный техцентр. И только после того, как принесешь от них справку, причем неясно, исправляли они что-то на самом деле или машина просто у них полчаса постояла, тебе подпишут документы. Нужен ли вообще такой техосмотр даже с поправками в законе?