Общество

«Креативные индустрии делают регион привлекательным для жизни и для туризма». Александр Черников о развитии креативных индустрий в Красноярском крае

Gornovosti пообщались с директором Сибирского института развития креативных индустрий о самой организации и главных проектах уходящего года.

«Креативные индустрии делают регион привлекательным для жизни и для туризма». Александр Черников о развитии креативных индустрий в Красноярском крае
Александр Черников.

Erid: LdtCK9wfx

В начале декабря стали известны результаты национальной премии Russian Creative Awards в сфере креативных индустрий. И уже второй год подряд Красноярский край в числе финалистов в номинации регион года. Что помогает краю оставаться среди лидеров? Об этом и многом другом Gornovosti спросили директора Сибирского института развития креативных индустрий Александра Черникова.

– Сибирский институт развития креативных индустрий работает уже больше года. Многие о нем слышали. Но, думаю, все же стоит напомнить, какие меры поддержки и кому предоставляет организация.

– Институт развития работает с предпринимателями. Но только с теми, чья деятельность связана с креативными индустриями. В России сейчас выделяют 16 таких индустрий. Для примера: кинематограф, дизайн, музыка, театральное искусство, мода, IT, архитектура, арт-индустрия.

Если говорить о нашем содействии, то в первую очередь это консультационно-методическая поддержка: подготовка бизнес-плана, регистрация в качестве самозанятого или ИП, оформление льготных займов. Многим предпринимателям из креативных сфер требуется сопровождение в этих вопросах. Зачастую у них нет возможности разбираться в технических и бумажных нюансах.

Второй блок – это инфраструктурная поддержка. И здесь главная роль у креативного кластера «Квадрат». Это многофункциональное пространство, где есть офисы и мастерские, залы для почасовой аренды, площадки для событий разных форматов и даже шоурум товаров, которые производят местные мастера.

Третье направление поддержки – работа с сообществом. Эффективное развитие креативных индустрий возможно только в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом. Без коммуникации выявить потребности бизнеса и оценить его потенциал невозможно. Поэтому мы находимся в постоянном контакте. Также нужна коммуникация бизнеса и власти, которая проходит через нас.

Четвертый большой блок – это обучение. Сюда входит все, что касается повышения профессиональных и надпрофессиональных навыков. Кроме того, мы проводим обучение по подготовке заявок для получения грантов.

Пятый блок работы – продюсирование – комплекс инструментов и мероприятий, направленных на монетизацию готового продукта.

– В итоге на какой стадии развития бизнеса должен быть предприниматель, чтобы обратиться к вам?

– Подключиться можно на любой. Если это устойчивый бизнес с целевой аудиторией и качественным продуктом, то мы можем помочь с продвижением, упаковкой, а также поиском новой аудитории или же новой экономической ниши. Если же бизнес только на стадии формирования, то для него создадим план развития и организуем сопровождение на всем пути.

– Давайте обсудим результаты премии Russian Creative Awards. Наш край уже второй год подряд в числе финалистов. Что ему помогает?

– Уверен, все дело в подходе к развитию креативных индустрий. Это и системность, и комплексность, и последовательность. Безусловно, важна и поддержка администрации губернатора края. Сейчас в нашем регионе появляется много инициатив, и они очень активно поддерживаются. Все это дает возможность реализовывать смелые и эффективные с точки зрения развития предпринимательства проекты.

Фото: Александр Черных
Фото: Александр Черных

Кроме того, стоит помнить, что креативные индустрии – это нестандартные виды деятельности. Здесь все завязано на людях – очень важен человеческий капитал. Именно потому, повторюсь, нужна постоянная коммуникация с сообществом. В Красноярском крае дела с этим обстоят очень хорошо.

И последнее, по очереди, но не по значимости, – это нетривиальный подход к мерам господдержки, которые реализует Институт креативных индустрий. Это наглядно показывают проекты, которые мы предлагаем. Многие из них в нашей стране реализуются впервые. В этом смысле мы очень яркие и заметные на карте развития креативных индустрий.

– Как обстоят дела с развитием креативных индустрий в других регионах?

– Сейчас в стране только формируется четкая государственная политика по развитию креативных индустрий. Поэтому пока все, что реализуется, – это инициатива и видение регионов. Но буквально пару недель назад Агентство стратегических инициатив опубликовало стандарт по развитию креативных индустрий. Наш регион вошел в этот документ, наши наработки представлены в качестве примера. Думаю, это станет рецептом, как и что нужно делать для максимально быстрого и эффективного результата.

– Расскажите, какие совершенно новые проекты реализует или поддерживает Институт креативных индустрий.

– Здесь я бы хотел отметить несколько проектов, которые оказывают большое влияние на развитие креативной экономики в регионе. Первое – это реалити-шоу «Битва креаторов». Продвижение и монетизация продуктов креативных индустрий – это сложно, часто предпринимателям не удается справиться с этим самостоятельно, и они не знают, кто им может помочь. Чтобы широко рассказать о возможностях Института развития, мы и запустили «Битву креаторов». Это настоящее реалити-шоу с механикой, драмой и режиссурой. Всего десять серий, в которых раскрывается закулисье развития креативного бизнеса через сложности, преодоления, а также новые знания и успехи. На старте у нас было почти 500 участников, попали в финал и получили по миллиону на продвижение своего бизнеса – пять человек. Этот проект создан, чтобы вовлечь максимальное количество предпринимателей и рассказать жителям Сибири о местных креаторах. В начале следующего года выйдет финальная серия. В ней мы расскажем, каких результатов добились финалисты благодаря призу и работе с командой специалистов. Такой совершенно новый подход к мерам государственной поддержки помог сотне проектов, которые на этапе отсеивания получили необходимые знания, связи и бюджет.

Далее я бы выделил образовательный проект. Красноярский край стал одним из первых регионов, кто совместно с бизнес-школой «Сколково» реализовал акселератор для креативных предпринимателей. Это качественное обучение, которое предоставляет школа стартапов своим клиентам, но только адаптированное под креативный бизнес. Всего в проект вошли более 115 предпринимателей. Для них организовали более 50 часов лекций, мастер-классов от опытных практиков. Но самое главное, что во время обучения они работали над собственными проектами под руководством наставников и в результате заметно проработали их с точки зрения потенциала и экономических моделей.

Третий проект – Неделя моды «Сибирские бренды». Он уже очень узнаваем в Сибири. В этом году Неделя моды прошла уже в третий раз. В общей сложности гостями всех событий стали почти 1,5 тысячи красноярцев и гостей города, а также более 20 федеральных экспертов. В показах приняли участие 25 брендов. Это внушительные цифры. Важно, что такой проект не только повышает узнаваемость сибирских дизайнеров, но и помогает им монетизировать свою работу – мы проводим маркеты, где любой желающий может купить вещи из коллекций.

Вообще же, Неделя моды – это не только показы. Это обширная деловая программа, это возможность для начинающих дизайнеров получить советы байеров международного уровня, владельцев шоурумов – тех, кто знает, какие бренды продаются. Сами показы очень разнообразны, демонстрирующие возможности красноярской модной индустрии.

– Давайте отдельно поговорим про стенд Красноярского края на Международной выставке-форуме «Россия». Кто занимался его подготовкой? Какая роль у креативных индустрий в этом процессе?

– Оператором участия Красноярского края в выставке является Сибирский институт развития креативных индустрий. Мы координируем все процессы, в том числе разработку стенда региона. Но основная заслуга, конечно, у креативных предпринимателей Красноярского края. Все – от идеи до конечной реализации – было сделано красноярскими компаниями, которые к тому же являются резидентами кластера «Квадрат». Думаю, это можно назвать нашей фишкой, потому что большинство стендов создавались столичными компаниями. Особенно большая гордость для нас, что стенд признан одним из лучших на выставке. Многие знают, что совсем недавно его посетил президент страны Владимир Путин. И такое внимание неспроста, оно объясняется тем, что наша площадка по-настоящему уникальная и впечатляющая. Кстати, со своей задачей – влюблять гостей выставки в наш регион – стенд справляется на ура. После его посещения многие захотели приехать в Красноярский край, увидеть его богатую природу, познакомиться с культурными традициями. Что еще важно, стенд не перестает быть интересным даже для тех, кто приходит на выставку второй или третий раз, так как мы постоянно что-нибудь меняем.

– Мы уже немного поговорили про креативный кластер «Квадрат». Давайте вернемся к этому проекту отдельно. Что он из себя представляет? Как он меняется?

– «Квадрат» – это место притяжения, такой «магнит» для предпринимателей из разных креативных индустрий. Первое, что есть в «Квадрате» – это офисы и мастерские. Бизнесмены могут арендовать их на льготных условиях, чтобы заниматься развитием своего дела. Что важно, вместе с арендованным пространством предприниматели получают большое количество сервисов, в том числе клининг, охрану, интернет. Сейчас в «Квадрате» на постоянной основе размещаются 30 компаний. И это не просто бизнесмены из разных сфер – это такое доброжелательное соседство, где они объединяются, создают коллаборации, делятся опытом и идеями друг с другом.

Второе – это пространство для проведения масштабных событий, которое является магнитом, притягивающим внимание. Например, недавняя Неделя мод и «Белый маркет» с работами сибирских брендов прошли здесь. Также в этом году там состоялось большое федеральное мероприятие – «Российская креативная неделя – Сибири». Для его проведения «Квадрат» выбрали неслучайно. Именно это место может объяснить связь креативных индустрий с производством и экономикой. Мы смогли показать большинству гостей сам кластер и как здесь все устроено.

Третья важная задача «Квадрата» – помогать сибирским мастерам в реализации их продукции. Для этого в креативном кластере создано пространство «Индустрия» с шоурумом, где продается все лучшее, что делают местные производители своими руками. «Индустрия» – это уникальный инструмент продюсирования бизнеса, потому что предприниматели выставляются там бесплатно. За время его существования, а это уже год, на полках магазина побывали около 170 брендов.

– Можете назвать несколько проектов для развития креативных индустрий в регионе, реализованных в этом году, которыми вы особо гордитесь?

– Здесь я бы отметил несколько мероприятий, которые мы проводили с нашими партнерами и друзьями. Первое из них – это проект поддержки индустрии гастрономии. Мы организовали его совместно с ресторанной группой Berrywood Family. Это был большой фестиваль сибирской кухни – «Тайгэйр». Он стал новым форматом фестиваля Тайгастро, который проходит в Красноярске с 2021 года. С его помощью мы вновь показали жителям города креативный кластер «Квадрат», а также презентовали сибирскую кухню в новом, не ресторанном формате, с уличной атмосферой и музыкальным сопровождением. Всего в этом проекте приняли участие 14 ресторанов и баров, мероприятие посетили около 8 тысяч человек. Экономические показатели были высокими – предприниматели заработали почти 4 млн рублей.

Второй проект также был реализован в сотрудничестве с Berrywood Family. В числе прочего мы поддерживаем визуальное искусство. Ребята в этом году инициировали проведение первой премии в этой сфере – SCAN, а мы выступили партнерами и подготовили специальные призы для двух художников – обучение в Московской школе современного искусства и Британской высшей школе дизайна.

Еще хочется сказать про проект для развития промышленного дизайна. Первым мероприятием работы с этой сферой стала конференция «Промдиз». Она дала старт акселерационной программе, которую Институт развития разрабатывал совместно с представителями профильного сообщества. Мы объединили промышленные компании края, федеральные дизайн-бюро и студентов СФУ. На протяжении месяца они работали над обновлением дизайна продукции промышленных компаний. В итоге появились эскизы снегоболотохода, аэролодки, усилителя звука, беспилотного летательного аппарата, медицинского браслета, уличных светильников с новым дизайном. Планируем, что в ближайшее время будут изготовлены прототипы этих продуктов.

– Расскажите, какими креативными продуктами пользуетесь вы сами или может ваши близкие.

– Креативные индустрии – это все то, что окружает нас каждый день: рестораны, театры, кино. В этом смысле мы все являемся потребителями, я не исключение. Также, конечно, я часто хожу в шоурум «Индустрия». Особенно люблю покупать там что-нибудь для дома. Например, у меня и у родных есть деревянная посуда талантливых ребят из Zastrug design. Их изделия очень качественные, мы пользуемся ими с удовольствием. К тому же, эта мастерская делает потрясающие интерьерные вещи: уже многие знают их птиц «Невеличка».

Мне нравятся ароматы для дома и машины, особенно с таежным запахом. А в «Индустрии» действительно большой выбор качественных ароматов от разных производителей. Сам пользуюсь обложками для документов, которые выставлены в нашем шоуруме. Вообще покупаю там подарки и сувениры и, когда их вручаю, всегда акцентирую внимание, что это сделано местными мастерами.

Есть у меня интерес и к произведениям искусства от наших сибирских художников. Некоторые из них висят у меня в кабинете, другие дарю друзьям, коллегам.

Реклама. АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий», ИНН 2466291084

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА