Проспект культуры

Красноярский духовой оркестр благодаря уличным выступлениям стал популярным у зрителей разных возрастов

«Городские новости» побывали на репетиции оркестра.

Красноярский духовой оркестр благодаря уличным выступлениям стал популярным у зрителей разных возрастов
На репетиции.

Михаил Шуклин

Этому творческому коллективу удалось совершить настоящий прорыв. Он сломал все стереотипы, вышел на большую сцену, удивил и привлёк молодых зрителей. Сейчас Красноярский духовой оркестр горожане знают как современную, энергичную и зажигательную команду музыкантов, которые с одинаковым успехом выступают и на официальных торжествах, и на уличных концертах.

Как создаётся феерия, за которую зрители любят артистов?

Накануне Дня работника культуры, который отмечается 25 марта, мы побывали на репетиции оркестра и узнали, как удивить поклонников, что обязательно включают в программу и где доводилось выступать музыкантам.

Редкая специальность

Кажется, что их работа — сплошной праздник. Красивая музыка, концерты, аплодисменты и восторг зрителей. Так и есть, подтверждают артисты, — праздник. Потому что любят свою профессию.

Жизнь творческого коллектива заметно отличается от работы в офисе или на производстве. Прежде всего графиком. Он гибкий, ненормированный, артисты выступают вечерами, в выходные и праздничные дни, а в будни идут репетиции. Такая специфика труда требует крепкой дисциплины и высокой организованности. Каждый музыкант — ценный, самодостаточный специалист и при этом часть большого коллектива, в работе которого важны слаженность и взаимопонимание.

Репетиционная площадка располагается на базе Дворца Труда и Согласия. Постоянный состав музыкантов — двадцать семь человек. На репетиции должны приходить все и желательно без опозданий. Как поясняет директор Красноярского духового оркестра Елена Мошкина, коллектив опытный, и потому подготовка новых программ всегда проходит без особых сложностей. В оркестре заняты люди разного возраста, достаточно много молодёжи.

— Большинство наших ребят — выпускники красноярских учебных заведений, — рассказывает директор коллектива. — Но кадровый дефицит сегодня всё равно чувствуется. Духовики — редкая специальность, их в принципе мало, поскольку эти инструменты не столь популярны у детей, как, например, фортепиано. А профессиональное становление музыканта начинается ещё со школы. К тому же при наборе на духовое отделение педагоги смотрят, сможет ли физически ребёнок играть на трубе. Обязательно должны учитываться анатомические, артикуляционные особенности.

Играть на духовых инструментах сложно физически. Поэтому между произведениями обязательно должны быть паузы, чтобы у артиста была возможность в буквальном смысле перевести дух.

К слову, простого зрителя вроде нас, журналистов, репетиция впечатляет даже больше, чем концерт. Вот собрались обычные люди в обычном помещении, сначала ведут будничные разговоры, а затем раз — и пространство мгновенно наполняется красивой музыкой. Магия.

Можно смеяться

От музыки из мультфильмов до джазовых композиций — духовой оркестр может сыграть практически всё. Этим он и удивляет зрителя. Долгие годы существовал стереотип, что стандартный репертуар такого коллектива — марш, туш, вальсы. Красноярский оркестр сломал привычные представления и каждый раз чем-то удивляет даже искушённого зрителя.

— У нас очень много программ, мы исполняем несколько сотен произведений, думаю, более пятисот, — говорит Елена Мошкина. — Конечно, духовая музыка — это прежде всего джаз. Также у нас много эстрадных вещей, есть рок, саундтреки из популярных кинофильмов. Включаем в программу народные композиции, они очень залихватски звучат. Часто экспериментируем со стилями и жанрами. Например, у нас есть «Полёт шмеля» и попурри из «Щелкунчика» в джазовой обработке. Иногда что-то услышишь по радио и думаешь — интересно, а как это прозвучит у нас?

Большая часть репертуара — то, что узнаваемо зрителями. Популярные мелодии всегда принимают с восторгом. Так, старшее поколение любит песни Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, и они обязательно входят в отдельную ретро-программу. Молодёжь отлично принимает рок и поп-хиты. Особые зрители — дети и их родители. На концертах духового оркестра можно петь в голос, смеяться, танцевать.

После пандемии оркестр возобновил работу со школами. Это направление Елена Мошкина считает очень важным. Многие дети впервые слышат живое исполнение музыки оркестром именно на таких концертах.

— Встречают прекрасно, особенно первоклассники, — рассказывает директор коллектива. — Дети могут не только послушать музыку, но и познакомиться с инструментами. Например, кто-то из малышей впервые увидел трубу. Есть также своя программа для старшеклассников, куда мы включаем рок и поп-хиты.

Харизма дирижёра

В статусе городского коллектив работает с 1993 года. Но объединились любители и профессиональные исполнители гораздо раньше, в 1980 году. Изначально оркестр был создан на базе Дворца культуры металлургического завода. Руководил тогда музыкантами Михаил Эйдлин. В девяностых оркестр перестал принадлежать заводу и стал городским.

Совершенно новым этапом в творческой жизни коллектива стал приход дирижёра Ильи Богова в 2014 году. С ним изменились подача, репертуар, программы в целом. Зрители сразу оценили харизму и обаяние дирижёра. У него собственная манера общения с залом. На сцене Илья Богов эмоционален, артистичен, зрители его обожают. Есть даже те, кто приходит на концерт исключительно «на Богова».

Фото: Михаил Шуклин
Фото: Михаил Шуклин

— Одним из главных событий для нас считаю выступление в большом концертном зале в 2017 году, прежде у нас не было столь масштабных проектов, — рассказывает Елена Мошкина. — Это стало очень серьёзным вызовом, и успех без преувеличения был ошеломительным. Удалось полностью продать зал, собрать аншлаг, люди на улице спрашивали лишние билеты. Музыканты показали высочайшее мастерство, и теперь выступление в БКЗ стало нашей традицией. А после первого концерта я ещё, наверное, недели две ходила под впечатлением.

Начинали с улицы

Популярность и зрительскую любовь оркестр обрёл через улицу. Выступления на открытых площадках помогли заявить о себе широкой аудитории. Кто-то из нынешних поклонников и не узнал бы о коллективе, если б не увидел его концерт на набережной, острове Татышев, во дворах.

— Есть такой классный городской проект «Музыкальные пятницы», где творческие коллективы выступают на открытых площадках, с него когда-то всё и началось для нас, — рассказывает Елена Мошкина. — Но самый первый такой уличный концерт у нас состоялся на фестивале «Зелёный». Увидев анонс мероприятия, я написала организаторам и предложила популярную программу с хитами, музыкой, которая узнаваема всеми. Так на следующий год нас уже пригласили выступать на главную площадку фестиваля.

Сейчас духовой оркестр — постоянный участник открытых концертов. Увидев афишу, красноярцы специально приезжают на другой конец города послушать музыкантов летним вечером.

— В принципе, мы можем выступать в разных погодных условиях. Главное, чтобы не было сорокоградусной жары или проливного дождя. Хотя под дождём у нас однажды было выступление. Мы играли на острове Татышев, погода испортилась. На четвёртом произведении стал капать дождь, а зрители не расходились, — вспоминает Елена. — Мы совсем немного сократили программу, но доиграли. Ноты превратились в мокрые тряпочки, но никто не уходил. Доводилось выступать и в мороз, сцена была тёплой, но пушки обогревали не всё, и в некоторых местах чувствовался сильный холод.

Фото: Александр Черных
Фото: Александр Черных

Медные инструменты достаточно прочные, мобильные, поэтому выступают с ними на разных площадках.

— Как говорится, дайте нам только стульчики, — смеётся Елена. — Самая необычная площадка была на Столбах, где встречали международную делегацию. Акустика там потрясающая. В программу мы включали «Калинку», «Катюшу», советскую эстраду, что-то из Фрэнка Синатры. Соло трубы звучало невероятно. Доводилось нам работать на плоту. Он хоть и был привязан к берегу, но качался. Не раз выступали в цехах на предприятиях, однажды музыкантов даже поднимали на специальном кране — так снимали проморолик.

К экспериментам сами артисты относятся с пониманием. Главное, говорят, чтобы мундштук от инструмента в воду или в гору угля не выронить.

Неформальная атмосфера, царящая на уличных концертах, музыкантов нисколько не смущает. Взрослые зрители сидят на траве, вокруг бегают любопытные ребятишки, мимо идут прохожие — обычная обстановка вечернего выступления на набережной.

— Для нас очень ценно, если кто-то остановится, послушает, заинтересуется и потом придёт на концерт, — говорит Елена Мошкина.

Своих зрителей оркестр любит и ценит. Завоёвывая новых, конечно, никогда не забывает о тех, кто ходит на концерты уже много лет. А таких преданных поклонников немало.

— Есть те, кого я знаю уже в лицо, по имени, — говорит Елена. — Люди следят за афишей, оставляют отзывы. Всегда смотрим отклики в соцсетях, учитываем пожелания, отвечаем на вопросы. Многие красноярцы анонсы узнают из интернета, но есть зрители старшего поколения, которые следят именно за газетными публикациями. Поэтому размещаем информацию о предстоящих концертах в «Городских новостях».

Во всех парадах

Виктор Бобрышев в профессии уже более полувека, а в духовом оркестре со дня его основания. Он окончил музыкальную школу по классу флейты. Учиться пошёл вместе с другом, который играл на кларнете. Потом были училище, армия и служба в военном оркестре. С того момента музыка и стала профессией.

— Участвовали во всех парадах. Уже и не помню персон, которые к нам приезжали, но чины были высокие, — смеётся Виктор Александрович. — Позже в гражданском духовом оркестре много выступали на предприятиях — на разных официальных праздниках и церемониях награждения, каждый год на первомайских и ноябрьских демонстрациях. Мы всегда были и в народе, и для народа. Выступали и для высокого начальства, и для простых рабочих — любим каждого нашего зрителя.

По словам Виктора Александровича, спустя много лет ни один концерт не оставляет равнодушным артистов. После каждого есть или приятная усталость, или воодушевление.

— Всегда чувствуем тёплый приём зрителей, — говорит музыкант. — Слышим аплодисменты, видим улыбки — хорошее настроение передаётся и нам.

Фото: Красноярский духовой оркестр ВКонтакте
Фото: Красноярский духовой оркестр ВКонтакте

Представитель молодёжи — Вера Плишкина играет на кларнете, в оркестре она работает восемь лет.

— Помните «Карл у Клары украл кораллы» и так далее про кларнет? Вот обычно всё, что знают люди, далёкие от музыки, об этом инструменте, — улыбается девушка. — Музыкой я увлеклась благодаря своему брату-двойняшке. Он услышал игру на саксофоне и загорелся учёбой. Пришёл в музыкальную школу, но саксофона там не оказалось — предложили кларнет. Потом он и меня привёл.

Помимо работы в оркестре, Вера преподаёт музыку детям. Есть ребята, которых удалось увлечь профессией, и они решили учиться дальше. Другой работы, кроме как связанной с музыкой, девушка для себя и не представляет. Здесь много творчества, нет рутины и постоянное общение.

Самая необычная площадка, где ей доводилось выступать, — крыша администрации города. «Интересный опыт. Хорошо, что на ветру ноты не улетели», — вспоминает Вера.

— Люблю современный репертуар, классно, что мы много экспериментируем, — рассказывает девушка. — Всегда интересна реакция людей, которые прежде не знали об оркестре. Обычно это: вау, ничего себе, вы правда это исполняете?

В тему

Флейта, кларнет, саксофон, валторны, тромбоны, трубы, тубы, ударные инструменты — это классический состав духового оркестра. В зависимости от программы могут подключаться другие музыканты. Туба — тот самый инструмент, по которому люди визуально и узнают духовой оркестр.

Приходите

3 апреля Красноярский духовой оркестра выступит на сцене БКЗ.

«Легенды мирового джаза» — программа, где прозвучат известные и любимые многими произведения.Дирижёры: заслуженный работник культуры Красноярского края Илья Богов, заслуженный артист РФ Александр Шендрик и Виталий Троян.

Солисты: Валентина Ермакова, Андрей Домахин.

Ведущая концерта — Людмила Мазуровская.

Начало в 19 часов. 6+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА