Новости

Не обижай официанта

Не обижай официанта

Не обижай официанта
Не обижай официанта
Это противостояние можно назвать вечным. Ещё известный ресторанный критик Рут Рейчл, рассказывая об общепите 1990-х в Нью-Йорке в книге “Чеснок и сапфиры”, блестяще описала типичные сцены, разыгрывающиеся каждый вечер за столиками кафе и ресторанов. Там официанты самых дорогих заведений запросто обливают презрением чем-то не понравившихся гостей, а малина на тарелках знаменитостей всегда оказывается в два раза больше, чем у простых смертных.

Что грозит посетителям заведений общепита

Гостям кафе, баров, кофеен здесь, в Красноярске, тоже есть на что пожаловаться. Бизнес-ланчи, предполагающие высокую скорость обслуживания, порой попадают на столик лишь через 40 минут после заказа. Коктейли, вкус которых знаешь наизусть, вдруг оказываются совсем незнакомыми. Блюда приносят то холодными, то слишком горячими. И хорошо, если приносят: похоже, официант уже полчаса как не вспоминает о вашем столике.

На первом красноярском потребительском ликбезе бармену ресто-клуба Сергею и официантке Екатерине Кукушкиной пришлось отдуваться за всю братию, отвечая на каверзные вопросы журналистов и блогеров.

— Мне нечем возразить на претензии о низком уровне работы барменов в городских заведениях, — начал Сергей. — Смотрите сами: в городе всего две школы барменской ассоциации. Занятия идут постоянно, но нужный объём профессионалов всё равно подготовить не получается. Именно поэтому гости, а мы никогда не называем их клиентами, зачастую остаются недовольны. Тем не менее есть и яркие звёзды, которые любят своё дело, получают призы на профессиональных соревнованиях. В Красноярске был даже случай, когда один небедный человек за хорошее обслуживание подарил бармену мерседес. Парень долго в это не верил, пока бизнесмен не вернулся и не подтвердил своё намерение.

Но такие сказочные истории скорее исключение из правил, поскольку уровень обслуживающего персонала в массе своей не очень высок. Сергей рассказал основные “хитрости”, с которыми может столкнуться посетитель. Самый реальный способ обмануть того, кто делает заказ, — недолив. И поможет в этом лёд. Если его добавить в сок, морс или колу, то он займёт примерно половину бокала. И вместо 300 мл напитка заказывающему достанется только 150. Тут пригодится совет: если в ингредиентах всё-таки указан лёд, то приносить его должны либо в отдельной посуде, либо наливать напитки в стаканы большего объёма. Не менее распространённым способом обмана посетителей является подмена ингредиентов.

— В коктейль “Лонг” входят водка, джин, текила, куантро и кола. Берём первые три ингредиента и заменяем их на более дешёвые либо добавляем только водку. Куантро и кола замаскируют упрощённый вкус, и подвыпивший клиент ничего не заметит, — открывает секреты Сергей. — С таким мошенничеством можно столкнуться сплошь и рядом.

Разницу бармены-обманщики, естественно, кладут себе в карман. Те, кто себе руку набил на таких хитростях, не пренебрегают и другими способами подзаработать: например, крепкие напитки могут наливаться в нестандартные рюмки с толстым дном. На вид вроде положенные 50 грамм, а по факту лишь 40. Пять таких рюмок и стоимость одной из них — доход. Не пренебрегают бармены и подменой различных марок водки. Они давно знают секрет, если бутылку хорошо охладить в морозилке, то разница между дорогим и дешёвым напитком становится не столь уж явной. Особенно в разгар веселья.

Но даже те, кто не употребляет спиртных напитков, рискуют столкнуться с обманом ничуть не меньше. Допустим, вы решили выпить чашку капучино, чая или стакан сока. Недобросовестный бармен найдёт способ сэкономить на зёрнах и заварке, а сока недольёт, как минимум, 50 миллилитров. В последнем случае опять же надо внимательно следить за объёмом бокала/стакана. Стандартные — 250 миллилитров, то есть положенная порция заполнит стакан до краёв. Но часто ли такое встречается?

Основная причина общего непрофессионализма, по словам Сергея, отсутствие конкуренции. Это в европейских городах приходиться бороться за поток туристов и годами ужинающих в одном месте местных жителей. У нас пабы, уютные бары, кофейни только начинают развиваться, и толком их концепцию пока никто не понимает. Управляющие действуют интуитивно, деньги в образование персонала вкладываются по остаточному принципу. Удивительно, но в Красноярске всего в трёх заведениях есть дипломированные бариста — специалисты по приготовлению кофе. А кофе варят в нескольких десятках. Как, кто их учил? Да кто ж его знает.

— Вообще, в ресторане, клубе, кофейне очень многое зависит от управляющего, — говорит Екатерина Кукушкина. — Именно он создаёт атмосферу и стимулирует персонал. И если в заведении зарплата невысокая, а официантов штрафуют за малейшую провинность, то сами понимаете, как они будут относиться к своей работе. Тем более что для них нет школ. Хорошо, если директор приглашает специалистов, проводит мастер-классы, экзаменует персонал. Но это встречается не везде.

Как рассказывает Екатерина, тем не менее, в заведениях с профессиональными управляющими принято держать марку. Как бы тебя ни выводил из себя гость. Девушка не припоминает случая, когда в ресторане, где она работает, даже особо вредному посетителю из чувства мести плюнули в блюдо перед подачей на стол. Но то, что так не происходит в других местах, она гарантировать не может.

Отсюда и главный совет потребителям: будьте вежливы. Обслуживающий персонал не имеет ничего общего с бесправными слугами. Кому понравится, если его начнут подзывать к себе щелчком пальца или привычным “эй, девушка!”. Запомнить имя того, кто принимает у вас заказ, несложно. За эту малость, вежливую улыбку и доброжелательность вы получите дружеское расположение тех же барменов и официантов. Такого человека вряд ли станут обманывать или заставлять ждать до бесконечности.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА