Новости
Мама или компьютер?
Ребёнок не должен стоять перед таким выбором
Глядя на то, как малыш уверенно управляет мышкой и с лёгкостью решает задачки компьютерной игры, родители умиляются: какой смышлёный ребёнок! И порой взрослые, воспринимая компьютер как нечто само собой разумеющееся, не задумываются над тем, какие опасности эта полезная техника таит.
«Компьютер: друг или враг?» - на эту тему прошёл на днях в редакции газеты круглый стол. Размышления экспертов наверняка заставят задуматься над поднятым вопросом многих родителей.
- С появлением компьютеров и Интернета жизнь людей изменилась. Дети тоже сегодня активно пользуются этой техникой. И отдадим ей должное - поговорим сначала о том, когда компьютер и Интернет могут быть ребёнку другом.
Павел Аверкин:
- Без компьютера немыслима сегодня наша жизнь. Начнём с того, что человек, не владеющий компьютером, не найдёт себе хорошую работу - эта техника используется повсеместно. Навыки работы на ней должны иметь и дети, и взрослые. В пользу же Интернета говорит то, что это - неиссякаемый источник информации. Найти там можно абсолютно всё - от специализированных научных трудов на иностранном языке до кратких ответов на вопросы о том, например, что означает то или иное слово. Благодаря Интернету ребёнок может получать информацию о происходящих в мире событиях, набираться знаний из интересующей его области, то есть самообразовываться. При умелом использовании Интернет может быть очень полезен.
Ольга Скрыпник:
- Многие родители настороженно относятся к компьютерным играм, которые между тем при правильном подборе и использовании помогают развивать логику, мышление, формировать разные навыки у ребёнка.
Павел Аверкин:
- В нашем городе был реализован интересный проект - в кабинетах логопедии нескольких детских садов использовали специальные игровые компьютерные программы для коррекции речи воспитанников. Проект доказал свою эффективность. То есть и в плане здоровья детей компьютер может быть полезным.
Валерия Ланкина:
- Добавлю, что он может играть и важную социальную роль в жизни детей. Например, если ребёнок - инвалид, у которого есть трудности с передвижением, то Интернет как средство для общения для него - замечательная вещь. Также это выход для детей плохо слышащих, плохо говорящих.
Что касается обычных детей, то в социальных сетях зависают ребята, у которых не сформированы коммуникативные навыки, виной сему зачастую бывают родители. Для такого ребёнка тоже выход - он хотя бы посредством Интернета себя реализует. И всё же это не то общение, которое ему требуется. В подростковом возрасте общение со сверстниками должно быть непосредственное, так как именно такая коммуникация развивает. Контакты же только посредством социальных сетей опасны, потому что будут мешать дальнейшей социализации ребёнка. Ему всё равно придётся непосредственно общаться с другими людьми в жизни, и если эти навыки не сформированы, человек будет постоянно испытывать стресс, негативные эмоции перед каждым выходом в свет.
Действительно, компьютер играет в нашей жизни огромную роль. Но есть замечательная пословица: всё хорошо в меру. И важно понимать, какие риски возникают при пользовании этой техникой.
- Давайте начнём с того, в каком возрасте можно знакомить ребёнка с компьютером? Сколько времени он может на нём работать, и какие ещё нюансы нужно учитывать?
__Валерия Ланкина:
- Малыша можно садить за компьютер с трёх-четырёх лет - есть замечательные познавательные программы, которые способствуют развитию детей. Он может позаниматься 10-15 минут: раскрасить картинку, познакомиться с цифрами. Мы же не гнушаемся познавательными мультфильмами. Компьютер также может быть полезен в этом возрасте, если правильно сопровождать процесс знакомства. Родители должны понимать, что обязаны дозировать время нахождения перед экраном, контролировать, чем ребёнок занят. Нужно осознавать, что компьютер может вызывать зависимость. Чтобы этого не случилось, необходимо участвовать в жизни ребёнка.
Павел Аверкин:
- Хотелось бы обратить внимание на то, что игры и программы должны соответствовать возрасту ребёнка. Когда мы книжки для детей выбираем, то смотрим, для какого возраста они рекомендованы. Игры, обучающие программы также сопровождаются такими рекомендациями, и игнорировать их не следует. Кроме того, прежде чем дать игру ребёнку, лучше взрослым познакомиться с ней, чтобы знать, чем занят сын или дочь.
Ольга Скрыпник:
- В целом взрослый человек за компьютером должен находиться не более трёх часов - есть такие рекомендации. Есть другие нормы: дети до 4-го класса не более 15 минут одномоментно могут заниматься перед монитором. Далее - перерыв 10-15 минут, чтобы попить воды, сделать упражнения, отвлечься. С 15-16 лет время непрерывного нахождения перед дисплеем увеличивается до 20 минут. Затем должен быть перерыв 10-15 минут.
Обязательно нужно правильно организовать рабочее место. Должен быть правильно, по росту, подобран стол и стул. С точки зрения здоровья лучше покупать не ноутбук, а стационарный компьютер с монитором, в частности, для того чтобы рука могла свободно работать на столе с мышью. Монитор должен стоять на подставке, чтобы глаза смотрели на монитор немного вверх. Нужно сидеть от монитора на расстоянии вытянутой руки до локтя - примерно 50 см. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом, плечи расправлены. Ребёнка нужно настойчиво и с самого раннего детства приучать правильно сидеть за компьютером, чтобы не возникло серьёзных проблем со здоровьем. Не менее важно следить за глазами. При работе за компьютером у людей наблюдается эффект стеклянного глаза: мы просто забываем моргать и не смачиваем роговицу. Она начинает высыхать. Это чревато последствиями: может возникнуть неприятный синдром сухого глаза, развиться конъюнктивит из-за пыли, которая концентрируется около компьютера и попадает в неморгающие глаза ребёнка. Поэтому нужно приучать сына или дочку моргать. Для этого рекомендуют такое упражнение: на каждое нажатие длинной клавиши клавиатуры моргать. Взрослым сделать это трудно, а детям, которые могут выполнять одновременно несколько занятий, такое упражнение даётся без труда. Главное - начать. Также нужно выполнять элементарные правила гигиены - протирать время от времени лицо влажной салфеткой. И еще каждый час выпивать по стакану простой воды.
Важно делать упражнения для расслабления мышц и, конечно, соблюдать временные нормы работы за компьютером.
- Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть, если не соблюдать правила, о которых Вы говорите?
- При бесконечном сидении за компьютером возникает переутомление. Дети становятся перевозбудимыми. Нарушается сон. Весьма вероятно, что ребёнок начнет носить очки с толстыми линзами, и хирургия будет не в силах ему помочь. Нарушение осанки - ещё одно неприятное последствие ненормированной «дружбы» с компьютером, которое может привести к сколиозу - выраженному искривлению позвоночника, нередко требующему хирургического вмешательства. Также наблюдается слабость мышц ног - дети потом не могут играть в футбол, бегать на коньках. У детей, которые много времени проводят в наушниках и не контролируют уровень звука, могут возникнуть проблемы со слухом, вплоть до глухоты. Причём серьёзные заболевания можно получить буквально за два-три года, особенно если состояние здоровья ребёнка уже было слабое. Зрение можно потерять и за полгода интенсивного просиживания за компьютером.
- По каким признакам можно заметить, что ребёнок становится зависимым от компьютера?
Валерия Ланкина:
- Это достаточно сложный момент. Начнём с того, что компьютерную зависимость получают дети, на очень длительное время остающиеся без присмотра родителей, которые контролируют своё чадо максимум посредством сотового телефона.
И взрослые в выходные дни, когда проводят вместе время дома, должны понаблюдать за поведением ребёнка. Если он игре с друзьями, прогулке на улице предпочитают компьютер, если не реагирует на предложение взрослого сменить позу, встать, отвлечься - это тревожные звонки. И нужно срочно исправлять ситуацию. Взрослые поступают зачастую радикально - пытаются лишить. Но нужно понимать: если мы лишаем ребёнка чего-то значимого, то обязательно должны найти замену, иначе он сам найдёт замену на улице, где всё можно. В подростковом возрасте вообще слово «нельзя» говорить неприемлемо, так как сразу возникает протест. Нужно искать приемлемые варианты решения возникшей проблемы.
Конечно, лучше всего вообще не допускать подобного. И мы в центре сейчас начинаем активно сотрудничать с родителями, которые водят детей в дошкольные учреждения, чтобы они включались в жизнь ребёнка с его самого раннего возраста не дистанционно, а непосредственно. Чтобы в семье формировались ценности, традиции совместного времяпрепровождения. Чтобы у ребёнка была интересная разнообразная жизнь. Если он будет общаться со сверстниками, если будет успешен в образовательном учреждении как ученик, если родители для него будут значимыми взрослыми, то желания уйти в компьютер не возникнет. Потому что ребёнок будет ценить непосредственное общение. Он будет компьютером пользоваться как инструментом. Для получения образования, например.
- Есть дети, которые были обласканы вниманием родителей, но стали лудоманами - жертвами азартных игр…
- Зависимость от компьютера формируется при разных перегибах в воспитании. Изоляция и отвержение ребёнка - одна крайность, гиперопека - другая, при которой затюканные вниманием дети уходят из-под опеки в различные виды зависимостей, чтобы только не видеть и не слышать родителей. Компьютерная зависимость - одна из них. И она ничем не отличается от других видов. Недавно я услышала, что китайские учёные доказали: в результате компьютерной зависимости у человека в мозге происходят органические изменения, подобные тому, что и у алкоголика или наркомана. Если это действительно так, то зависимый от компьютера человек частично своё поведение уже не в состоянии контролировать.
В своей практике я довольно часто сталкиваюсь с проблемой компьютерной зависимости. Как правило, обращают внимание на проблему педагоги, когда ребёнок перестаёт ходить в школу, сутками просиживая за компьютером. Многие же родители, к сожалению, скрывают этот факт. Более того, они сами подталкивают своё чадо к компьютеру, потому что это удобно для них. Оправдывают себя тем, что ребёнок сидит дома: не курит, не наркоманит, не пьёт, не водится с сомнительными компаниями. А провести параллель, что это та же самая зависимость, - не могут. Или не считают нужным.
Если же всё-таки родители обращают внимание на возникшую проблему, они должны в первую очередь задуматься о себе, о том, уделяют ли они достаточно времени ребёнку. Мы обязаны воспитывать, сопровождать детей. И обязанность эта не сводится к тому, чтобы просто их одевать и кормить. Особенно в подростковом возрасте важно отношение, понимание родителей, поддержка в каких-то жизненных ситуациях. Не будет доверительных отношений - компьютер станет для ребёнка значимее взрослого.
- С 1 сентября вступает в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он призван оградить подрастающее поколение от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности. Наверное, можно защитить детей от вредной для них информации в газетах, журналах, книгах. Но как их защитить в этом смысле от Интернета, где есть всё, и который открыт для любого?
Павел Аверкин:
- Такая проблема, действительно, существует, и есть различные способы её решения. Можно установить фильтры - программу, которая разработана по принципу либо разрешённых для просмотра списка сайтов, либо блокирования порталов по ключевым словам («порно», «педофилия» и т. д.). Но большинство родителей фильтры не устанавливают - не считают нужным.
- Или ничего в этом не понимают. Как можно установить эти программы - обратиться к специалистам?
- Можно и так, а можно использовать Интернет. Например, сайт Лиги безопасного Интернета, которая создана при поддержке Минкомсвязи РФ. На портале есть страница, где перечисляются фильтры, которые можно установить с помощью специально разработанных для родителей понятных инструкций.
К слову, в учебных заведениях тоже стоят фильтры - используется система, принятая как стандарт для использования в школах. Принцип работы системы такой: есть список сайтов, которые выставляются на обсуждение педагогического сообщества. Я туда вхожу. И когда есть время, могу, как и другие представители сообщества, зайти и посмотреть выставленный сайт. Смотрим, соответствует ли содержание этого сайта задачам обучения и воспитания. Если набирается больше «да», его открывают для школ, если «нет» - он остаётся недоступным. Дома фильтры работают по тому же принципу, они сами обновляются. Впрочем, есть одно «но». Дети объективно лучше родителей разбираются в компьютерах. И если взрослые установят фильтры, особенно не углубляясь в тему, не пытаясь разобраться в программе, скорее всего, ребёнок, особенно старшеклассник, найдёт способы обойти её и найти то, что его интересует. Поэтому взрослым нужно знакомиться с программами, а после их установки не пускать всё на самотек - следить за перемещениями дочери или сына в Интернете.
Валерия Ланкина:
- Можно запоролить компьютер, чтобы оградить ребёнка от вредной информации. Это кардинальная мера, и в системе не должна применяться. Но в некоторых случаях это выход. Вообще, в семье обязательно должна быть установлена ответственность за нарушение общепринятых правил, в том числе в отношении пользования компьютером. Если правила не выполняются, можно на какое-то время отлучать ребёнка от компьютера, например, на период отсутствия дома родителей.
Павел Аверкин:
- Есть ещё одна опасность, о которой практически нигде не говорят и которую создают продвинутые в компьютерах дети - хакерство. Часто мы наблюдаем в домашних сетях, что кто-то сканирует все компьютеры на наличие открытых портов с целью, видимо, дальнейшего взлома. Чаще всего этим занимаются подростки. Для ребёнка это баловство, которое между тем законодательство определяет как правонарушение. Родители же просто не понимают, что делает подросток. Соответственно, взрослым нужно повышать свою компетентность, уровень знания компьютера, чтобы быть по возможности наравне с ребёнком, понимать, что он делает.
Отдельно хотелось бы затронуть тему переписки в Интернете. Её невозможно отследить - дети могут общаться с кем угодно. Это чревато негативными последствиями: ребёнок может стать жертвой мошенников, религиозных сект, педофилов и т. д. Коммуникации же в Интернете строятся так, что закрыть все дверцы для подростка невозможно.
- Значит, надо отслеживать присутствие ребёнка в социальных сетях?
Валерия Ланкина:
- Обязательно нужно. Но не в приказном тоне. Надо подвести ребёнка к тому, чтобы он сам понял, что поступает неправильно, что ему грозит опасность, и исправил ситуацию. Зачастую подростки своим поведением говорят - мы взрослые, стараются уйти из-под опеки. На самом же деле он очень хочет, чтобы взрослый переживал за него, интересовался его жизнью. Нужно, чтобы он чувствовал опеку, которая в то же время не должна быть лобовой. Предупреждать детей о рисках, существующих в Интернете, можно и нужно с помощью ненавязчивых, доверительных разговоров.
__Павел Аверкин:
Знания родителей и самого ребёнка помогут избежать неприятных ситуаций, связанных с компьютером. В целом же, важно выстраивать в семье позитивные, доверительные отношения, вместе с детьми проводить свободное время, организовывать их досуг, отправляя заниматься в секции и кружки. Тогда компьютер может быть просто другом для ребёнка, инструментом для работы, для получения нужной информации. Тогда риски, о которых мы говорили, сведены к минимуму.
В целом взрослый человек за компьютером должен находиться не более трёх часов непрерывной работы, то есть связанной с непрерывной фиксацией взора на экран дисплея. Существуют гигиенические рекомендации временного режима работы за компьютером, которые даются с учётом возраста и вида работы, и профилактические мероприятия, включающие перерывы с упражнениями. Есть нормы, регламентирующие время нахождения за компьютером: дети до четвёртого класса не более 15 минут непрерывного занятия, с пятого по седьмой класс - 20 минут, с восьмого класса (с 15-16 лет) увеличивается до 20-25 минут. Подчеркиваю, что это время непрерывного взора на экран монитора! А в целом по длительности в день занятия и игры должны составлять: для детей старше 11-13 лет до 45 минут, а младше 11 лет не более 30-45 минут. Перерыв между непрерывными 20 минутами за компьютером должен составлять 10-15 минут для профилактики утомления организма, за который желательно попить стакан воды, сделать упражнения и особенно соблюдать смену видов игры и занятий - пассивные на активные: прогулка на улице, футбол, сами компьютерные игры заменять на активные ролевые.
Обязательно надо родителям правильно организовать рабочее место ребёнка. Должны быть правильно подобраны стол и стул относительно роста ребёнка, определено направление и уровень освещения. С точки зрения сохранения здоровья лучше покупать не ноутбук, а стационарный компьютер с видеомонитором, что позволит сохранять рациональную позу тела при игре или работе, снижать статическое напряжение мышц шейного и плечевого отделов позвоночника и предупреждать развитие утомления. Важен и выбор компьютерной мыши, который лучше остановить на беспроводной, что позволит рукам ребёнка свободно перемещаться на столе и опять же обеспечивать движение верхнему плечевому поясу, глазам. Монитор должен стоять на подставке или подиуме стола, чтобы глаза смотрели на экран монитора немного вверх, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана. Нужно сидеть от монитора на расстоянии вытянутой руки до локтя - примерно 50 сантиметров. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Ребёнка нужно настойчиво и с самого раннего детства приучать правильно сидеть за компьютером, чтобы не возникло серьёзных проблем со здоровьем. Не менее важно следить за глазами, а именно за их движением. При работе за компьютером у людей наблюдается эффект «стеклянного глаза»: мы просто забываем моргать. Из-за этого и из-за пыли, которая скапливается в силу создавшегося потенциала между экраном монитора и лицом ребёнка, высыхает роговица глаза. Сам по себе потенциал не опасен для здоровья, но он разгоняет пылинки до больших скоростей, которые, естественно, летят во все стороны и оседают на лицо ребёнка и компьютерный стол. А такой фактор может явиться причиной коньюктивита, особенно при ношении контактных линз, поэтому необходимо приучать сына или дочку моргать. Для этого рекомендуют такое упражнение: на каждое нажатие клавиши «Enter» на клавиатуре моргать. Взрослым сделать это труднее, а детям такое упражнение даётся более легко. Главное - начать! Также нужно выполнять элементарные правила гигиены - протирать время от времени лицо влажной салфеткой, поверхность стола и дисплея. Важно делать упражнения для расслабления мышц глаз, шеи, верхнего плечевого пояса, всего туловища и ног. И, конечно, соблюдать временные нормы работы за компьютером. А ещё - каждый час выпивать по стакану простой воды.
- Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть, если не соблюдать правила, о которых Вы говорите?
- При бесконечном сидении за компьютером, несоблюдении правил игры и работе за компьютером возникает переутомление: ребёнок становится возбудимыми, нарушается сон, он не может долго выйти из состояния «игры». Большая вероятность снижения зрения и итого, что ребёнок начнёт носить очки с толстыми линзами. Нарушение осанки - ещё одно неприятное последствие ненормированной дружбы с компьютером, которое может привести к сколиозу - выраженному искривлению позвоночника, нередко требующему хирургического вмешательства. Также возникает слабость мышц ног, и ребёнок потом не может активно играть в подвижные игры, быстро устаёт при беге, прыжках, игре в футбол, катании на коньках. У детей, которые много времени проводят в наушниках и не контролируют уровень звука, могут возникнуть проблемы со слухом, вплоть до ослабления и приобретенной глухоты. Причём серьёзные заболевания можно получить буквально за два-три года, особенно если организм ребёнка уже был ослабленным, он имеет ряд хронических заболеваний или относится к группе часто и длительно болеющих детей. А таких детей, поверьте, у нас не мало. Зрение можно потерять и за полгода интенсивного просиживания за компьютером.