None
Годенко Михаил Семёнович / Godenko Mikhail Semenovich
Советский хореограф, балетмейстер. Народный артист СССР (1977). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Почётный гражданин Красноярска (1999).
Годенко Михаил Семёнович (1919—1991)
Советский хореограф, балетмейстер. Народный артист СССР (1977). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Почётный гражданин Красноярска (1999).
Улица Михаила Годенко находится в Октябрьском районе Красноярска. В 2008 году имя выдающегося балетмейстера получила улица, соединяющая улицу Копылова и проспект Свободный, которую раньше в народе называли Октябрьским проспектом.
Михаил Годенко родился в Екатеринославе, на Украине. До войны служил солистом балета в Куйбышевском театре музыкальной комедии. Во время Великой Отечественной войны был на фронте, дошёл до Берлина рядовым ансамбля Второго Украинского фронта. В 1946—1948 годах работал в Норильском музыкальном театре. В пятидесятых был главным балетмейстером ансамбля песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа в Иркутске. Затем его переманили в Архангельск, где он ставил танцы в известном Северном русском хоре. За свою работу его удостоили звания заслуженного деятеля искусств. Но главным делом жизни для Михаила Семёновича стал Красноярский государственного ансамбля танца Сибири, который он возглавлял с 1963-го по 1991 год. Именно в нашем городе Годенко полностью раскрыл свой талант хореографа, при нём ансамбль танца Сибири приобрёл всесоюзную и мировую славу и был настоящей визитной карточкой Красноярского края.
Несмотря на то, что уже мастера давно нет с нами, годенковская атмосфера в ансамбле по-прежнему жива — как и работы хореографа, которые вошли в золотой фонд ансамбля. Прошёл не один десяток лет, а его танцы не утратили современного звучания и принимаются зрителем на ура.
— Михаил Семёнович был великим экспериментатором, новатором в танцевальном искусстве, — рассказывает Лидия Федяева, заслуженный работник культуры РФ, директор Красноярского государственного ансамбля танца Сибири имени Годенко. — В своих постановках он соединял академизм и эстрадное современное направление, на основе фольклорных истоков ставил современные танцы, которые были хитами того времени: “Енисейские речники”, “Столбисты”, “На птичьем дворе”, “Регулировщицы”, “Сибирская потеха”… До сих пор критики танца не могут отнести его ни к одному из существующих жанров и направлений. Так и называют — годенковский стиль.
Ансамбль танца Сибири был чрезвычайно популярен не только в СССР. При Годенко красноярские танцоры объездили весь мир, несмотря на железный занавес, побывали в семидесяти странах.
— После турне по Америке Михаил Семёнович делился впечатлениями о поездке с коллегами, — рассказывает заслуженный работник культуры России Илья Клеймиц, который с 1972-го по 1986 год был художественный руководителем Красноярской краевой филармонии. — И вдруг он говорит мне: “Знаешь, что меня больше всего радовало там?.. Я иду по Нью-Йорку, а на небоскрёбах висят огромные красные неоновые транспаранты, где написано по-английски: “Красноярск”. Он был настоящим патриотом своего города и страны. Надо сказать, что те американские гастроли имели сумасшедший успех и огромные сборы. По приезде домой местные власти отблагодарили ансамбль за работу: каждому танцору первый секретарь крайкома вручил золотые часы.
В 1980 году Годенко стал героем грандиозного события мирового масштаба — его пригласили главным балетмейстером праздничного открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве. Улетающий в облака олимпийский мишка, по уверению Ильи Клеймица, это задумка Михаила Семёновича.
У Годенко было потрясающее чувство юмора. Несмотря на насмешки коллег и друзей, он всегда ходил в одной и той же старой кроличьей чёрной шапке, которая выглядела как ободранная кошка.
— По советским меркам Михаил Семёнович являлся человеком состоятельным, но он был весьма скромен в своих запросах, — говорит Илья Клеймиц. — Одевался по большому счёту элегантно, но на его голове неизменно красовалась эта “ободранная кошка”, которую он купил ещё в пятидесятые. От новой шапки он всегда принципиально отказывался: “Моя шапка — самое то. Прихожу в крайисполком и спокойно кидаю её возле порога. Выхожу после совещания — шапка на месте. А норковую бы давно спёрли”.
Godenko Mikhail Semenovich (1919-1991)
Soviet choreographer, ballet master. People's Artist of the USSR (1977). Hero of Socialist Labor (1984). Laureate of the State Prize of the USSR (1985). Honorary citizen of Krasnoyarsk (1999).
Mikhail Godenko was born in Ekaterinoslav (present Dnieper), in the Ukraine Republic of the USSR. In 1939 he graduated from the Moscow Choreography Academy (current Moscow State Academy of Choreography).
Before the war he served as a ballet soloist at the Kuibyshev Theater of Musical Comedy. During the Great Patriotic War he was at the front and got to Berlin as common soldier of the Ensemble of the Second Ukrainian Front. After the war he worked in Norilsk, Chita, Baku, Irkutsk, Arkhangelsk. But the main, lifetime project for Mikhail Godenko became the Krasnoyarsk State Dance Ensemble of Siberia, which he headed from 1963 to 1991. With Mikhail Godenko, the Dance Ensemble of Siberia acquired all-Soviet Union and world fame and was a real trademark of the Krasnoyarsk Territory.
Despite the fact that the master had left us a long time ago, the typical Gogenko’s atmosphere in the ensemble is still alive - as well as the works of the choreographer, which became a part of the gold fund of the ensemble. Even though tens of years have passes, dances staged by Godenko have not lost contemporary touch and are cheered by the spectators.
Mikhail Godenko, in his productions, combined academism and pop, contemporary elements, taking folklore as a base, he staged modern dances that were hits of that time: "Yenisei River Workers", "Stolbists", "In the Fowl-yard", "Traffic enforcers", "Siberian Fun" ... Until now, dance critics cannot attribute his style to any of the existing genres and trends. They call it simply the Godenko style.
The Dance Ensemble of Siberia was extremely popular not only in the USSR. With Godenko, Krasnoyarsk dancers, despite the times of the “iron curtain”, traveled all around the world, visited seventy countries.
In 1980, Godenko became the hero of a grandiose world class event - he was invited as the chief choreographer for the opening and closing ceremonies of the Olympic Games in Moscow.