Новости

А роща-то тополиная…

А роща-то тополиная…

Об улице Новгородской в микрорайоне Зелёная Роща известно немного. Только то, что наименовали её так в 1963 году по городу Новгороду, он считается одним из самых старых в России. Но примечательно то место, с которым улица граничит. Это большой парк Гвардейский. Назван он так неспроста: в 1939 году здесь была сформирована 119-я стрелковая дивизия, которая позже получила звание 17-й гвардейской. На месте парка располагались военные лагеря, где сибиряки проходили боевую подготовку. Тогда же на территории высадили деревья, но не ради эстетики, а для маскировки казарм и армейских штабов.

В 1963 году, когда Галина Вишнякова заселялась на улицу Новгородскую, ей было двадцать семь лет, и она честно признаётся, что в то время особой значимости этому околотку не придавала.

Так выглядит улица Новгородская сегодня.

— До этого я жила в деревне Красная Речка, что в Боготольском районе, — рассказывает Галина Александровна. — После школы приехала в Красноярск и поступила в педагогический институт на химический факультет, жила в общежитие на Брянской. Двухкомнатную квартиру на Новгородской, 4 дали от работы мужу. Радость была непередаваемая! К тому времени у нас уже родился сын. Супруг работал в такси, имел за плечами семь классов. Он был в семье старшим ребёнком. Когда учился в четвёртом классе, мать ему сказала: бросай учёбу, пошли пасти коров, нам жить не на что. Потом я заставила его выучиться, всю жизнь он проработал на металлургическом заводе, а я почти сорок лет преподавала в школе № 56. Муж сразу перевёз к нам из Тюхтетского района свою мать. Свекровь заняла дальнюю комнату.

По воспоминаниям ветерана район, где они жили, в начале шестидесятых напоминал выселки. “Ничего же не было, пустошь! — отмечает Галина Вишнякова. — Ни дорог, ни домов. Нашу пятиэтажную хрущёвку построили на Новгородской самой первой. Рядом была остановка, она так и называлась — “Конечная” (сейчас “Спортзал”. — Прим. ред.), через дорогу от неё была настоящая роща. Тогда она меня удивляла: деревья стояли… полусухие. С чего бы это? Вроде не Африка. Вглубь рощи мы не заходили, гуляли с краю”.

Облик центральной аллеи Гвардейского парка до реконструкции 2015 года.

Про то, как был устроен двор, рассказывать нечего, заверяет наш герой. По словам женщины, не за что было зацепить даже бельевые верёвки. Постиранные вещи жильцы улицы Новгородской развешивали прямо в роще. Жили Вишняковы скромно, поэтому муж Галины Александровны недалеко от дома выкопал погреб, там семейство хранило запасы картошки и овощей.

Никакого вида из окна тоже не было, кроме строящегося напротив дома № 2. “Зато просматривалась баня, — вспоминает Галина Александровна. — Мы ходил в неё мыться, в ней банщицей работала свекровь. В нашей квартире имелась ванна, она была совмещена с туалетом, но горячую воду подавали редко, поэтому мы ходили в баню чуть ли не каждую неделю. Муж любил париться”.

В глубине рощи, ближе к Енисею, отец показал дочери землянки и те места, где у него проходили военные сборы. В1963 году окопы ещё были сохранены.

— Веник выбирали в роще? — спрашиваю у нашего героя то, что первое приходит в голову.

— Так роща ведь не берёзовая была, в основном одни тополя! — отвечает Галина Александровна, задумавшись. — И правда, а чего это она такая... Да ещё и сухая.

— Когда я сообщила родителям, что нам дали квартиру в Зелёной Роще, мать с отцом тут же приехали, — продолжает Галина Вишнякова. — Отец вернулся с фронта инвалидом, без ноги. Протезов тогда не было, от костылей он отказался и сделал себе сам деревяшку из берёзы. К нам на улицу Новгородскую отец приехал на машине. И первым делом, совсем не отдохнув от долгой дороги, он повёл меня в эту рощу. Пойдём, говорит, я покажу тебе, где каждый год проходил обучение, служил и откуда 25 мая 1941 года ушёл на фронт. Мой отец Александр Михайлович Букарин — старшина гвардии, он состоял на службе в 48-м гвардейском полку 17-й гвардейской краснознамённой Духовицинской стрелковой дивизии в должности командира взвода. Папа рассказывал, что служил в Красноярске, но я не знала, что именно там, где нам дали квартиру.

В глубине рощи, ближе к Енисею, отец показал дочери землянки и те места, где у него проходили военные сборы. В1963 году окопы ещё были сохранены, в настоящее время на их месте разбит парк Гвардейский, стоит спортивный комплекс “Металлург”. “И папа объяснил мне, откуда головёшки на деревьях, — рассказывает Галина Александровна. — “Тут же, Галь, стреляли!” — это были его слова”.

На всех фотографиях командир взвода Букарин в гимнастёрке. По словам дочери, её отец был скромен, не любил рассказывать о том, как воевал, она не помнит, чтобы носил награды, хотя в селе Александр Михайлович единственный был награждён орденом Красного Знамени. И только когда Галине исполнилось 29 лет, он всё же поведал ей о сокровенном. Рассказал о боях и потерях под Смоленском и о том, как он 12 ноября 1943 года был тяжело ранен осколком снаряда в правую ногу, в результате чего в Иваново ему ампутировали правую голень. Это произошло, когда ему было 29 лет.

— Помню тот день, когда отец вернулся с фронта, — рассказывает Галина Вишнякова. — Его сопровождала медицинская сестра из госпиталя. Мне было пять лет, сестре Вале четыре. Вот тогда и состоялось наше знакомство с отцом. Мама привезла нас на санках с садика, растопляла железную печь. В этот момент в избу забежали женщины с криком: “Поля, Шуру привезли на станцию”. Она говорит: “Да не болтайте!” Дело в том, что тогда могли подшутить. Поверила она только тогда, когда женщины заплакали. У нашего дома собрались жители всего села. Расспрашивали отца, не встречал ли кого из сельчан на фронте. Папа привёз подарки: несколько метров ситца, из них мать сшила нам платьица, а из ниток отец навязал сеток. И ещё алюминиевые гребёнки с рисунком в цветочек, их тоже раздарил.

Больше всего Галине Александровне запомнилось, как отец во сне продолжал воевать. “Ночью кричал, давал команду “вперёд”, размахивал руками, — с болью передаёт женщина. — Всё это продолжалось очень долго”.

На улице Новгородской семья Галины Вишняковой прожила всего каких-то четыре года. За это время у неё родилась дочь Ира. Муж посчитал, что теперь уж точно всем стало тесно, и поменялся на трёхкомнатную квартиру на улице Терешковой. И свекровь получила 18-метровую гостинку — возле той самой бани на Новгородской. Позже Галина Александровна с мужем и детьми переехала на проспект Металлургов, где проживает и сегодня. До улицы, связанной с её отцом, отсюда рукой подать. “Стела, парк Гвардейский для меня и нашей семьи место святое, — признаётся Галина Вишнякова. — И не только для нас. Сколько воинов ушло из Зелёной Рощи на фронт... А сколько не вернулось…”

В тему

В школе № 152 действуют два музея: самый молодой в районе музей истории Советского района “Устремлённый в будущее” и музей боевой славы 17(119) гвардейской стрелковой дивизии “Гвардейский”. В экспозиции школьных музеев в микрорайоне Зелёная Роща представлены уникальные вещи — военная форма командиров дивизии, солдатские письма матерям и жёнам, множество фотографий. В 2016 году школе № 152 присвоено имя генерал-майора, командира 17-й гвардейской СД А. Д. Березина.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА