Проспект культуры
Александр Васильев привёз в Красноярск платья звёзд эстрады
“Буду любить тебя всегда, я не могу иначе...” — мягкий голос Толкуновой первое, что слышишь, попадая на выставку “Звуки моды”.
И Маккуин для звёзд шансона...
“Буду любить тебя всегда, я не могу иначе...” — мягкий голос Толкуновой первое, что слышишь, попадая на выставку “Звуки моды” в музее "Площадь Мира". С экрана тихо звучат песни советской эстрады, видны старые чёрно-белые клипы. А потом обращаешься взглядом в зал и будто попадаешь в закулисье — и сейчас вот-вот выйдут звёзды прошлых лет и наденут все эти красивые платья.
Александр Васильев, историк моды, известный всем по “Модному приговору”, привёз в Красноярск около 50 платьев сценических костюмов звёзд нашей эстрады. В частной коллекции Фонда Александра Васильева экземпляры, в которых выходили на сцену Клавдия Шульженко, Роза Рымбаева, Анна Нетребко, Анжелика Варум, Любовь Успенская, Лариса Долиной, Таисия Повалий, Лолита, Вера Брежнева и другие. По словам Васильева, мода — это всего лишь бездушная коммерция. И только артисты, обладающие талантом, надевают модные наряды на сцену и делают их частью своего искусства. На этой выставке многие платья удивляют. Например, родители хорошо помнят, как Татьяна Анциферова пела “До свиданья, наш ласковый Миша!” на закрытии Олимпиады-80 в Москве в шикарном, казалось, наряде. А оказывается, это простого покроя платье из красного полиэстера. В изысканном платье Александра Маккуина выступала звезда шансона Любовь Успенская. А для некоторых оперных див наряды шил легендарный Оскар де ла Рента. Вышивка на костюме Надежды Бабкиной вблизи оказывается шикарной, а вот платье Маши Распутиной, которое выглядело шикарно с экрана, совсем простым.
— В нашей стране нет культуры костюма, и только недавно на ВДНХ появился Музей костюма, — рассказал на открытии Александр Васильев. — Может быть, потому, что многие поколения жили в нужде, или потому, что коммунальные квартиры не позволяли сохранять сундуки с интересным гардеробом. Кроме того, долгие годы не было тканей, и многие вещи бесконечно перешивались до полного неузнавания. Наши великолепные женщины в советские годы изворачивались как могли, пытаясь что-то шить, что-то купить на чёрном рынке, подсмотреть и воспроизвести с иностранных картинок. А от артисток, у которых условия были лишь чуть лучше, требовалось выглядеть дивами. Для этого прилагались сверхъестественные усилия. И я горжусь, что у меня в коллекции есть гардероб Ольги Воронец, Татьяны Шмыги, Лаймы Вайкуле — знаменитых див прошлого, на которых равнялась целая страна. На выставке мы демонстрируем ретро-видеоклипы, чтобы зрители прочувствовали стилистику того времени. Ваши мамы, бабушки внимательно следили за всеми концертами, чтобы увидеть, как артистки причёсаны, какой у них грим. Потом всё это оказывалось на обычных улицах советских городов.
По словам историка моды, работа была проделана колоссальная. Нужно было обойти всех звёзд или их потомков и наследников и уговорить отдать хотя бы одно платье. А потом чистить его, реставрировать, приводить в порядок. Всего в коллекции сейчас 65 тысяч ценных экземпляров. За каждым платьем артисток стоит история и судьба, каждое пережило гром аплодисментов сотен тысяч людей, каждое получило кучу цветов.
— Эти платья сами настоящие звёзды, — продолжает Васильев. — Доставались они мне по-разному. Платья оперной певицы Елены Образцовой, с которой мы дружили, это её личный подарок. Перед своей кончиной она мне их предложила “по бартеру” — за прочтение лекций в её оперной школе. Она сказала: “Я не могу заплатить вам гонорар, но отдам два платья, правда, они подарены ученицам”. И тут же позвонила ученицам и забрала платья назад. Потом я мечтал о платье казахстанской эстрадной певицы Розы Рымбаевой, и когда позвонил ей, она сказала: “Так как меня зовут Роза, то подарю вам платье в розочку”, и подарила, вы можете его увидеть. До этого мне подарила платье Ядвига Поплавская из ВИА “Верасы”. Когда я выставлялся в минском музее, она пришла и удивилась, почему в коллекции нет её нарядов, и тут же подарила два. Радует, что многие откликаются с любовью, а бывает и по-иному. Эдита Пьеха на мои просьбы ответила, что все её 300 концертных платьев после смерти попадут в личный музей. Хотя мне непонятно, зачем выставлять 300 однотипных хитонов с цветком разного цвета.
На выставке можно увидеть и легендарное белое платье Аллы Пугачёвой из клипа “Женщина, которая поёт”. Хотя, признаётся автор коллекции, нарядов той эпохи вообще не осталось. Но портниха Аллы Борисовны так прониклась идеей, что сделала реконструкцию её знаменитого по песне “Ах, Арлекино, Арлекино!” хитона (он сейчас выставлен во Владивостоке), и этого белого платья из клипа. А старых платьев нет по простой причине: Пугачёва была так невероятно популярна, что всю её одежду фанаты рвали в клочья! Когда Кристина Орбакайте увидела коллекцию Васильева, ахнула: откуда взялись эти платья? Ей рассказали, что портниха мамы восстановила специально для выставки. Без Пугачёвой открывать её не могли. Точно так же ничего не осталось, но Александр Васильев сейчас пытается реконструировать наряд Людмилы Гурченко из “Карнавальной ночи”.
— Здесь есть платье очень известных дизайнеров, которые “обшивают” звёзд — Середина и Васильева — (костюмы Николая Баскова и Ирины Аллегровой их рук дело), — говорит Александр Васильев. — Это платье “Пикассо” для Татьяны Ивановой из группы “Комбинация”. Она пришла ко мне на “Модный приговор” и подарила его. А когда я сказал, что выставлю наряд в Красноярске, ответила, что приедет в ваш музей вместе с Алёной Апиной и обязательно сфотографируется! А ещё впервые с 1993 года они решили снова объединиться и спеть вместе. Так что ждите модный десант винтажных певиц!
На прощание Александр Васильев пошутил, что попал в Сибирь по пути из Алма-Аты в Париж и из-за красноярского ветра чувствует себя немного Мэри Поппинс, которой пора улетать. Но не мог не заглянуть лично хотя бы на несколько часов на первую выставку своей коллекции в нашем городе. А красноярцам остаётся любоваться удивительными нарядами, каждое из которых вызывает запретное желание потрогать своими руками, чтобы прикоснуться к легенде. И, может быт, почувствовать ту эпоху, те мечты, те песни.