Неотложка
В Красноярске состоялся мастер-класс "Навыки профессионального общения врача"
Эксперты обсудили, какими должны быть навыки профессионального общения врача.
Как вести себя врачу, если пациент плачет, кричит или молчит? А время приёма — всего десять минут, за которые нужно понять симптомы, поставить диагноз и назначить лечение. Как тактично прервать больного, решившего рассказать всю свою жизнь, направить диалог в нужное русло? Об этом говорили на мастер-классе “Навыки профессионального общения врача”.
Серия мастер-классов состоялась в рамках конференции “Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании”.
— В эти дни наш университет стал центром притяжения всероссийского медицинского образования, в Красноярск приехали представители примерно трети вузов страны, чтобы обсудить новые технологии в педагогике, поделиться своими практиками, проектами, экспериментами, — рассказывает Светлана Никулина, проректор по учебной работе КрасГМУ. — Такие конференции дают возможность для общения, повышения профессионального уровня педагогов. Что, в свою очередь, повышает качество образования и подготовки студентов. В учебном процессе мы опираемся на современные тренды, постоянно внедряем новые технологии. Например, несколько лет назад представители уральского и казанского университетов рассказали нам о своей новой практике — привлечении актёров, которые становятся симулированными пациентами. Мы заключили договоры с актёрами драматического театра, теперь они работают в штате нашего вуза.
Артисты изображают пациентов с разными болезнями, в том числе и редкими нозологиями, задача студента — поставить диагноз и назначить верное лечение.
— Врачи помогли нам разработать сценарии, мы учли всё: физическое самочувствие, жалобы, биографию образа, характеры, обстоятельства, — рассказывает Ольга Белоброва, артистка Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. — Характеры наших пациентов разные: они и плачут, и в обморок падают. Студенты попадают в режим реального театра. Для них это хорошая возможность отработать свои практические навыки.
И на этот раз одна из секций конференции была посвящена симуляционным технологиям. Представители разных вузов страны выступали с докладами, делились практическими умениями на мастер-классах.
— Во время выступлений мы с коллегами говорили о том, что в практические навыки входят и навыки общения с пациентами, — рассказывает Елена Дьяченко, заместитель руководителя лаборатории формирования и оценки коммуникативных навыков Уральского государственного медицинского университета. — Клиническое общение — обширная область исследований. Общаться с пациентом — значит угождать, любить, терпеливо относиться ко всему? Ответ “скорее нет, чем да”, если мы говорим о профессиональных навыках общения врача, которые в первую очередь подчинены выполнению профессиональных задач — постановке диагноза, выбору тактики лечения. Эти задачи строго регламентированы ступенями проведения консультаций: вхождение в контакт, сбор информации, жалоб, анамнеза, осмотр и так далее. И есть практики, которые позволят доктору получить ожидаемый результат.
На конференции Елена Васильевна провела мастер-класс “Навыки профессионального общения врача”.
— Один из самых распространённых случаев в практике — разговорчивый пациент, — говорит она. — За ограниченное время приёма врачу важно узнать все симптомы, жалобы, а больной готов рассказать всю жизнь. Что делать? Самое эффективное — остановить такими словами: “Иван Иванович, давайте структурируем информацию по вашему самочувствию. Вот первое, второе и третье. Есть ещё что-то важное, что вы хотели сказать?” Как правило, эти слова действуют отрезвляюще. И, конечно, важно всегда внимательно слушать пациента, потому что во время его рассказа даже, казалось бы, на другую тему, можно услышать информацию, которая поможет при постановке диагноза и выбора тактики лечения.
В тему
Всероссийский конкурс практических навыков “Неотложка” состоялся в нашем городе накануне конференции. Тринадцать студенческих команд из разных регионов страны приехали в Красноярск. Во время теоретических и практических испытаний они показали свои умения и навыки по оказанию неотложной медицинской помощи.