Наука и образование

Анодная эволюция

Красноярские учёные поддержали планы по реконструкции алюминиевого завода.

Анодная эволюция

Работа по глобальной реконструкции Красноярского алюминиевого завода, о которой было объявлено год назад, уже вышла на стадию детально просчитанного проекта. При этом алюминщики готовы не только представить горожанам схему расположения новых корпусов, но и рассказать о том, какое значение грядущая перестройка предприятия имеет для экологии нашего города.

11 — снести, два — построить

Для начала вкратце расскажем, какие изменения ждут КрАЗ к концу 2028 года (именно в это время завершится реконструкция). Объёмы производства алюминия останутся теми же, завод продолжит выпускать порядка одного миллиона тонн крылатого металла в год. Однако более половины из этого количества — 535 тысяч тонн — будут получать на самых современных электролизёрах РА-550. Для этого запланировано снести 11 цехов и вместо них возвести два новых современных корпуса.

Строительство будет вестись на площадках компании в пределах промышленной зоны. И бетон, и металл, которые останутся после демонтажа старых цехов, отправятся не на полигоны, а в переработку. Их планируют, например, использовать для подсыпки временных дорог. Поэтому само строительство не нанесёт ущерба экологии.

Отдельно стоит сказать об особенностях технологии, которую собираются использовать в новых корпусах КрАЗа. Новые электролизёры на обожжённых анодах уже применяются на многих передовых алюминиевых предприятиях планеты, в том числе на заводах РУСАЛа в Сибири: Хакасском и Богучанском. Опыт показал: данный метод позволяет в разы снизить выбросы опасных веществ. Более того, бензапирен, который наносит серьёзный вред здоровью человека, при использовании этой технологии в принципе не выделяется в атмосферу. Поэтому после перестройки, которая затронет половину цехов, его количество в выбросах предприятия снизится в два раза.

По мнению экологов, результатом реконструкции завода станет улучшение воздуха Красноярска. К слову, движение в этом направлении началось ещё в 2004 году, когда основатель РУСАЛа Олег Дерипаска инициировал экологическую модернизацию КрАЗа. Последовательная работа, проходившая в два этапа, привела к снижению выбросов предприятия на 38 процентов — это подтвердили результаты замеров. Новый проект, в который, по предварительной оценке, будет вложено до 115 миллиардов рублей, не принесёт компании дополнительной прибыли, зато позволит продолжить заданный вектор на улучшение экологической ситуации в Красноярске.

Полезная открытость

Экспертам представили подробную презентацию перестройки красноярского завода.

15 апреля в Красноярске пройдут общественные слушания, на которых горожанам подробно расскажут и о планах по реконструкции КрАЗа, и о том, как реализация этого проекта повлияет на атмосферу города. А на этой неделе компания “РУСАЛ” организовала встречу с красноярскими учёными — металлургами, экологами, специалистами по организации производства и охране труда. То есть со всеми теми, кто глубоко в теме и может дать компетентную и в то же время независимую оценку планируемым изменениям на предприятии. А ещё подсказать, направить, наконец, подкорректировать предложенный проект.

— Консультирование на таком уровне вовсе не является требованием законодательства, это инициатива самой компании, — подчеркнул один из участников прошедшей встречи, эксперт в области экологии Николай Алпатов. — То, что РУСАЛ проводит эти обсуждения, очень здорово. Подобная открытость полезна и научным кругам, и общественности, и самой компании.

Как отметили участники встречи, планы по реконструкции завода можно назвать значительным эволюционным шагом.

— Я участвовал в испытании новых ванн с обожжёнными анодами, которые сейчас стоят в Саяногорске, на Хакасском алюминиевом заводе, — поделился заслуженный металлург РСФСР, профессор СФУ Пётр Поляков. — Это проверенная технология мирового уровня. Сейчас электролизёры такой же мощности используются и в Китае, и в Канаде, и на заводах в других странах. Как теоретик, я бы настаивал на том, чтобы на неё перевели все производственные мощности предприятия. А как практик, понимаю, что и те масштабы, которые заявлены компанией, это очень большое дело. Хорошее дело!

Разобрать по классам

После перевода половины производства КрАЗа на РА-550 выбросы веществ первого и второго классов опасности снизятся, причём значительно. И именно поэтому красноярские учёные называют предстоящую перестройку на заводе хорошим делом. При этом специалисты говорят, что может вырасти объём выхода в атмосферу оксида углерода, что в итоге увеличит валовый (то есть общий) объём выбросов. Но представители науки считают, что это не повод отказываться от реконструкции.

Анализируя этот вопрос, необходимо учитывать несколько фактов. Во-первых, как показывают все расчёты, гигиенические нормативы по оксиду углерода при использовании технологии обожжённых анодов превышены не будут. Во-вторых, само это вещество относится только к четвёртому классу опасности, а потому не наносит большого вреда атмосфере.

— Оксид углерода легче воздуха, а потому не задерживается в приземном слое и не влияет на самочувствие людей, — привёл ещё один аргумент Пётр Поляков.

Добавим, что практика оценки вреда по валовому выбросу от предприятий используется в основном только в нашей стране. Потому что объективный учёт можно провести только в том случае, если разложить весь этот объём на составляющие.

— Вещества, которые попадают в атмосферу, надо сравнивать по классам опасности, — отметил директор департамента экологии инженерно-технологического центра РУСАЛа Владимир Буркат. — Это ранжирование показывает реальное воздействие на здоровье населения. И наша главная задача — снизить выбросы тех веществ, которые имеют самый высокий класс, в частности бензапирена. Предстоящая реконструкция как раз даёт такую возможность.

К слову, есть одна технология, которая могла бы чуть ли не полностью исключить влияние алюминиевого производства на атмосферу. Основана она на использовании инертных анодов. Но пока это только разработки. Образца, который можно было бы внедрить в серию, не создано ни в нашей стране, ни за рубежом. Однако прямо на встрече представители науки и специалисты РУСАЛа условились совместно плотно трудиться над решением тех проблем, что мешают воплотить эту идею в жизнь. Возможно, оставшуюся нетронутой этой перестройкой часть корпусов будут переоборудовать уже на инертные аноды.

Акцент

Основным видом отходов от нового производства после реконструкции КрАЗа станут огарки обожжённых анодов. На их долю будет приходиться 65,5 процента отработанных материалов. Однако они не поступят на полигон, а отправятся на анодную фабрику в качестве сырья. То есть будут целиком переработаны.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА