Новости

Страховка от маршрутки

Страховка от маршрутки

Страховка от маршруткиМинтранс подготовил законопроект, который предусматривает, что пассажиры любого вида общественного транспорта в случае аварии смогут рассчитывать на страховые выплаты. Перевозчики, страховые компании, представители власти, обсуждая закон, оговариваются: окончательно все станет ясно после его принятия. А в правительство он будет представлен лишь в ноябре.

Что же обещают российским пассажирам законотворцы? По словам заместителя министра транспорта Сергея Аристова, если перевозчик встал на маршрут, берет плату за проезд, то независимо от размера парка и юридической формы компании он обязан будет страховать здоровье и жизнь пассажиров. Однако это не распространяется на обычное такси. Пассажиру самому себя страховать не придется — заключение договора со страховым агентом станет обязанностью перевозчика. И в случае ЧП людям не придется ничего доказывать и подтверждать нанесенный ущерб справками. В идеале страховой агент в рамках договора сам принесет ему денежную компенсацию. Минтранс намерен также предусмотреть право пассажира оперативно получить денежную компенсацию, если это касается его здоровья. Чтобы компенсационные деньги дошли до пассажиров и их родственников, намечается создание пула надежных страховых компаний. Скорее всего, их будет не больше 150, как и тех, кто занимается ОСАГО. Согласно законопроекту, потерпевшие смогут обратиться за выплатой и в специально созданную организацию — Ассоциацию по гарантированию выплат, если не удается получить компенсацию от страховщика.

— Система страхования пассажиров существовала до 2000 года, — рассказал начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Сергей Веселков. — Потом ее оставили только на междугородних перевозках, посчитали, что на городских она не нужна. Сегодня страхование необходимо не только пассажиру, но и перевозчику. У нас есть немало случаев, когда пассажир через день-два после получения какой-то травмы приходит к предпринимателю и начинает вымогать у него деньги “на лечение”. Чтобы оставить свою статистику чистой, многие бизнесмены платят определенную сумму. С действительно пострадавшими пассажирами другая ситуация. Даже если ДТП зафиксировано в ГИБДД, а травмы подтверждает справка из травмпункта, получить компенсацию не всегда удается. ООО может ликвидироваться, и ущерб взыскивать не с кого. Если же на маршруте работает индивидуальный предприниматель, то может выясниться, что за ним не числится никакого имущества: все записано на родственников и знакомых, автобусы и гараж взяты в аренду, и формально с него тоже нечего взять. При эффективной системе агенты будут расследовать страховые случаи, выявлять факты мошенничества и принимать решение о размере компенсации независимо от того, какие у перевозчика финансовые проблемы. Будет ли стоимость страховки закладываться в тариф, каким будет участие государственных субсидий в страховании, пока сказать сложно — законопроект только разрабатывается.

В Минтрансе не отрицают, что обязательное страхование приведет к удорожанию проезда. Но, как уверяют специалисты, по социально значимым видам транспорта эти затраты будут менее 5,5 процента от стоимости проезда. На железной дороге цена проезда увеличится менее чем на 0,2 процента. На междугородном автобусе может вырасти максимум на 11 процентов. Эксперты уже подсчитали, что ежегодно в России будут выплачиваться от 6 до 11 миллиардов рублей компенсаций пассажирам общественного транспорта. Два миллиона рублей полагается семье в случае смерти пассажира, до двух миллионов — за причинение вреда его здоровью и до 23 тысяч — за порчу багажа.

— Мы только за обязательное страхование пассажиров. У нас даже в Уставе первым пунктом записано — обеспечить безопасность перевозок, — прокомментировал законодательную инициативу Михаил Омышев, председатель ассоциации пассажирских перевозчиков. — Но! В законе должно быть четко прописано, что затраты на страхование закладываются в тариф. Исходя из опыта могу сказать, что на региональном уровне доказать обоснованность изменения тарифов нам не удастся. В этом случае страхование не станет первостепенной задачей для перевозчиков. Кроме того, страховое сообщество должно взять на себя функцию не только собирателя денег, но и некоего “полицейского”. Необходимо создать общероссийскую базу с черными списками пассажиров, зарабатывающих деньги на подставных авариях, и белыми списками перевозчиков, которые получали бы скидку по страховому тарифу.

Пока же закона о страховании нет, пассажир при получении травмы в автобусе должен действовать по схеме: сообщить водителю о происшедшем, обратиться в травмпункт и зафиксировать ранения. Из травмпункта в ГИБДД передается спецсообщение. Если водитель не заявил о происшествии, инспекторы сами его находят, привлекают транспортную инспекцию и фиксируют факт ДТП. Далее материалы дела передаются в суд, и водителя наказывают за административное нарушение. И уже после этого пострадавший может получить акт о ДТП и обратиться в гражданский суд с требованием моральной компенсации. Но у пассажира обязательно должен быть билет. Горожане пока не воспринимают эту бумажку как серьезный документ и зачастую не берут его у кондуктора. Хотя в случае аварии только билет станет надежным доказательством, что пассажир ехал именно в этом автобусе. Не взяв билет, горожане поощряют воровство денег, а кроме того, вредят сами же себе. Вывихнутая рука может привести к неприятным последствиям намного позже совершенной поездки. Но если не будет подтверждения, что пассажир ехал на конкретном автобусе, пострадал, обращался за помощью, то взыскать ущерб с перевозчика будет невозможно.

По расчетам специалистов, если закон примут, через 4 года благодаря обязательному страхованию на общественном транспорте сформируется дополнительная инвестиционная база в размере около 9 миллиардов рублей. А для перевозчиков дополнительным стимулом станет скидка в 10 процентов на страховой тариф за безаварийную работу.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА