Наука и образование

«Жертвой травли может стать любой». Педагог-психолог реализует благотворительную программу «Предотвращение школьной травли»

Елена Иванова рассказала, как распознать признаки буллинга и можно ли предотвратить это явление.

«Жертвой травли может стать любой». Педагог-психолог реализует благотворительную программу «Предотвращение школьной травли»
Елена Иванова.

Михаил Шуклин

«Взял стул и ударил одноклассника по голове». Этот случай произошёл в нашем городе несколько лет назад. Когда психологи стали работать с участниками конфликта, оказалось, что ударившего ребёнка долгое время травили. И однажды он просто не выдержал и в отчаянии схватил стул…

Настрой и психологическое состояние учителя, общая атмосфера в классе и школе, соблюдение правил поведения — эти и другие факторы влияют на то, возможно ли развитие буллинга. О значимости профилактики этого явления мы поговорили с педагогом-психологом кризисного центра «Верба» Еленой Ивановой. С 2019 года специалисты этой общественной организации реализуют благотворительную программу «Предотвращение школьной травли».

И богатый, и бедный

— Елена, почему сегодня теме школьного буллинга уделяется такое внимание?

— Буллинг — постоянно повторяющееся насилие над человеком, который сам не может справиться с теми, кто издевается над ним. Это не новое явление. Интенсивное оглашение историй, которое происходит сейчас, особое внимание к данной теме — скорее актуализация того, что было всегда. Другое дело: сегодня не каждый раз получается своевременно пресечь школьную травлю. Вдобавок, наверное, стало больше людей, в том числе детей, нечувствительных к страданию других. В то же время увеличивается количество тех, кто считает, что неуважение — не норма, именно поэтому всё больше таких историй подвергается огласке.

Буллинг — болезнь, а я считаю данный процесс болезнью, не одного человека, а группы людей. Так сложились обстоятельства, что в данной группе это явление стало нормальным. Интересный нюанс: если этих людей, которые инициируют травлю или сами являются жертвой, распределить по другим группам, не факт, что буллинг появится там. Все зависит от норм, правил, по которым живёт эта группа.

Если мы говорим о школе, работа с группой — ответственность педагогов, взрослых людей, которые постоянно находятся с детьми. Они вполне в состоянии увидеть, что кого-то обижают, проявляются какие-то издевательства, и вовремя это остановить. Иначе ситуация будет ухудшаться: буллинг ведь идёт по нарастающей. Эта болезнь сама по себе не проходит.

— Вы сказали, что сегодня не всегда получается своевременно пресечь этот процесс. Это связано с чрезмерной загруженностью учителей?

— Среди педагогов есть те, на кого смотришь и восхищаешься: как здорово, что есть такие люди, что дети имеют возможность общаться с ними. Но, действительно, учителя сегодня перегружены: чтобы получать более-менее нормальные деньги, они вынуждены работать на две ставки. Плюс подготовка к урокам, проверка тетрадей… А жить-то когда? И это отражается не только на педагогах, но и на детях.

В 2020 году провели исследование, в котором приняли участие несколько тысяч педагогов из разных территорий страны. Выявлено, что 75 процентов учителей испытывают симптомы эмоционального выгорания, у 38 процентов оно находится в острой фазе. Это катастрофа. Значит, у человека нет сил себя восстановить, не говоря уже о том, чтобы управлять ситуацией вокруг себя.

Дело ещё и в том, какие ценности несёт человек. Если для него нормально пнуть, ткнуть, оскорбить, сказать неприятные слова, он даже не поймёт, что такое буллинг. Скажет: «Всё норм, он сам напрашивается». К сожалению, в некоторых ситуациях мы видим такое отношение и детей, и взрослых. Второе страшнее. Когда выезжаем для разбора кризисных случаев, встречаем разное. Иногда педагоги считают: ребёнок сам виноват, что его травят, провоцирует своим поведением. Понимаю, что такое отношение к данному школьнику учитель показывает в классе. Педагог, может, и не говорит об этом прямым текстом, но его эмоции видны в мимике, действиях, а также и в его бездействии, когда кто-то оскорбляет или толкает «неудобного» ученика. И это отношение «считывают» остальные. Сейчас я говорю грустные, не очень приятные вещи. Но такое есть. К счастью, это не повсеместная практика.

Но если у педагога нет сил восстановить себя, если что-то сломалось с ценностными установками, этому человеку будет сложно заметить буллинг.

— Кто чаще становится жертвой школьной травли?

— Жертвой буллинга может стать абсолютно любой. И бедный, и богатый, и здоровый, и с ОВЗ…

— Значит, предотвратить травлю нельзя? Невозможно понять, где соломку подстелить…

— Можно. Практика показывает, что часто травле подвергаются дети с особенностями здоровья (ОВЗ). У них недостаточно сил, чтобы дать отпор на самом старте, остановить действия обидчиков. К тому же часто они реагируют на обиды очень ярко. Например, рыдают, начинают истерику. Это только больше заводит инициаторов травли, ведь они получают в ответ «шоу».

Нередко у ребят с ОВЗ низкая самооценка, поэтому они думают: «Наверное, я что-нибудь сделал не так, сам виноват, поэтому со мной так обращаются». Конечно же, они не виноваты. Вместе с тем такие дети не очень стабильны в своих эмоциях, не всегда могут себя контролировать, нередко их поведение раздражает окружающих. Если рядом нет взрослого, который правильно выстроит отношения в группе, пояснит, почему ребёнок так себя ведёт, остальные начнут агрессировать. И эту агрессию потом превратят в систему. Буллинг — это системные насильственные действия.

— Какие меры профилактики существуют?

— Буллинга не бывает там, где взрослый сам внимателен к окружающим и видит, как дети относятся друг к другу. И там, где взрослый устанавливает правила взаимодействия и постоянно следит за соблюдением этих правил, показывая пример поведения.

Мне нравится пример легендарного психолога Людмилы Петрановской, на простом человеческом языке она доносит тонкие психологические вещи. В начальную школу пришёл новенький. Мальчик пухленький, его потихоньку начинают дразнить: «Эй, толстый». Классный руководитель это услышала, а она тоже была не очень стройной. Встала, прижала к себе мальчика и спросила: «Так, ребята, у кого есть вопросы к людям с избыточным весом?» Поскольку её все обожали, она уже стала значимым взрослым для детей, все вопросы к новенькому отпали. Купировать травлю можно на самом старте, если быть внимательным.

Ещё один пример. Известный педагог Евгений Ямбург недавно читал лекцию для участников конференции по медиации в СФУ. Он сказал: «Не бывает педагогики в белых перчатках». Мы, педагоги, всегда должны выбирать, принимая педагогические и управленческие решения. Выбор, который мы делаем, устроит не каждого, кто находится в данной ситуации. Невозможно всем угодить. Но можно, расставив правильные приоритеты, сохранить педагогическую позицию, психологический климат в классе и психологическое здоровье детей.Это действительно так. Да, педагогу непросто удерживать дисциплину, жёстко следовать установленным в коллективе правилам. Важно не угрожать последствиями за их невыполнение, а реально применить меры. Ведь если последствия за нарушение правила не наступают, значит, и этого правила нет. Если бы не было штрафов за проезд на красный сигнал светофора, все бы ждали зелёный свет? В школе, в семье псевдогуманизм без требований и удерживаемых правил превращается в попустительство.

«Готов взять ружьё»

— Как вы, специалисты центра, узнаёте о кризисных ситуациях в школах?

— По-разному. Радуемся, когда нас приглашают педагоги. Значит, они заинтересованы в решении проблемы, скорее всего, будет просто справиться с ситуацией. Они увидели буллинг и понимают, что это ненормально. Здесь наша задача — помочь разобраться, предпринять ряд действий и сделать так, чтобы эта ситуация не повторялась.

Гораздо сложнее, если звонит родитель со словами: «Я уже готов взять ружьё и убить всех, кто моего ребёнка травит несколько лет. И учителей, которые ничего не делают».

Как раз одна их таких ситуаций заставила нас задуматься о создании программы. И до этого в «Вербу» поступали обращения на тему буллинга, но этот случай был особенным. Мальчик взял стул, а школьные стулья, как вы знаете, тяжёлые, с металлическими ножками, и дал по голове однокласснику. Взрослые посчитали ударившего ненормальным. Наши психологи стали разбираться, оказалось, что этого ребёнка травили несколько лет. Мальчик долго терпел, что-то стало последней каплей, и он огрел обидчика стулом…

Сейчас разбираем ситуацию: обратился папа, его ребёнка несколько лет обижают, оскорбляют, тыкают… Травля началась в начальной школе, сейчас дети уже в шестом классе. Обзывательства становятся обиднее, толчки сильнее. На одежде стали появляться следы обуви, значит, ребёнка пинали. Те, кто пытался его защитить, также подвергались агрессии.

Мальчик, которого травят, — с ОВЗ, детям он сразу не понравился. А рядом не нашлось взрослого, который вовремя объяснил бы, что все мы разные. Наша работа в этом классе продолжается, продлится не один месяц. Мы помогаем восстановить отношения между детьми, а дальше задача педагогов — поддерживать их.

— Каким образом вы действуете?

— Есть разные способы, техники. Прежде всего необходима экстренная психологическая помощь ребёнку, которого постоянно обижают. Нужно посмотреть, что происходит с детьми, которые инициируют травлю. Они тоже делают это не просто так. Конечно, есть клинические случаи: больно другим — мне хорошо. Но это бывает крайне редко, здесь нужен психиатр.

Как правило, агрессируют психически здоровые дети. Но что-то у них есть в душе, что заставляет себя вести так, какие-то неудовлетворённые потребности. Как пример, это может быть недостаток любви, внимания, недостаточный или чрезмерный контроль со стороны взрослых. Нужно работать и с этими детьми, и с их родителями. Отдельная работа с ребёнком не поможет, поскольку психолог будет настраивать на один тип отношений с миром, с собой, с одноклассниками, а семья — возвращать в старую форму.

Возможно, кто-то из свидетелей травли тоже нуждается в помощи психолога. Это нередкий случай, потому что часто дети боятся заступиться, не желая становиться на место жертвы, при этом ещё и чувство вины испытывают за то, что не помогают.

Также мы используем педагогические и психолого-педагогические способы работы со всем классом. Нужно наладить сломавшиеся человеческие отношения.

Дружелюбная школа

— Расскажите о программе центра по предотвращению школьной травли, в чём её суть?

— Программу решили создать, когда обращений в центр становилось всё больше и больше.

Для жертвы травля — это кризисная ситуация. Особенность буллинга: он всегда происходит втихаря, не любит гласности. Педагог, как правило, замечает уже «ответку». Раз — учебником по голове. Учителю кажется: виноват ударивший. Хватит ли желания, времени, мудрости разобраться, почему возникла эта ситуация?

Суть нашей программы — реализация системы действий, которые позволили бы вообще не допускать травлю. Чтобы как можно реже происходили случаи, когда необходима работа с последствиями, когда ребёнок в отчаянии, в слезах из последних сил что-то делает, пытаясь защитить себя.

В школе всё начинается в первом классе. «Здравствуйте, теперь мы с вами вместе», — говорит педагог. И появляются правила, общие для всех. Учитель помогает их соблюдать, создаёт в классе комфортную атмосферу. В рамках программы мы рассказываем о том, как профилактировать буллинг, как работать со случаями травли. Учим видеть признаки буллинга. Поскольку финансовое обеспечение программы происходит преимущественно за счёт привлечения грантов, мы стараемся расставлять в проектах разные акценты, чтобы охватить как можно больше аспектов. Например, один проект направлен на просветительскую деятельность, другой — на работу со случаем. И так далее.

Сейчас получили субсидию на отработку модели антибуллинговой команды. Заходим в школу, работаем с детьми, педагогами, родителями. Если есть свидетели, которые сильно впечатлены, им также оказываем психологическую помощь. По опыту, свидетели страдают не меньше. Глядя на травлю, они понимают, что могут оказаться в такой же ситуации, очень боятся. И при этом испытывают чувство вины, что ничего не делают. Это сильно влияет на психику человека.

— Куда обращаться тем, кто хочет получить помощь специалистов «Вербы» в рамках данной программы?

— На наш телефон доверия 231-48-47. Специалисты принимают звонки ежедневно с 9 до 21 часа.

— Сейчас вы проводите конкурс «Дружелюбная школа». Кто может стать его участником и для чего организовано это необычное состязание?

— Прежде всего мы хотим рассказать, что не всё так плохо, как может казаться. В нашем городе есть замечательные школы, в которых создана атмосфера, не допускающая развития травли. Важно показать такие учреждения. Это поможет настроить родителей на позитивный лад. Когда в информационном пространстве даётся только негатив, подсознательно ждёшь что-то плохое. И обратная ситуация: если родители знают, что в школе создана дружелюбная атмосфера, они с доверием относятся к педагогам.

Первоначально замысел был в том, чтобы провести конкурс по аналогии с выдачей звёзд Мишлена. Никто не знает, когда в ресторан придут представители этой организации, а потом раз — и получают звёзды. Но сегодня школы закрыты, просто так в эти учреждения не зайти. Поэтому наш конкурс проводится на заявительной основе. Будет несколько этапов, включающих рассмотрение документов, оценку мероприятий, народный опрос и визит экспертов.

В результате мы составим рейтинг, нижние позиции оставим в секрете. Но десять лучших учреждений отметим особым знаком — «Дружелюбная школа». Приглашаем учреждения к участию.

Акцент

Если получается так: конкретной ситуацией травли никто не занимается, жертва терпит, например, весь период обучения в школе. Что происходит с этим человеком, когда он становится взрослым?

Елена Иванова отмечает: без сомнений, всё, что с нами происходит в детстве, накладывает отпечаток. Психологи грустно шутят: как бы вы ни любили ребёнка, ему будет о чём поговорить с психологом. Ситуация буллинга отразится на будущем. Но можно сделать так, что она станет развивающим опытом, а не травмирующим. Это задача психолога. Травму можно перевести в пережитую ситуацию. Что такое «пере-»? То, что ты перешагнул, пережил и оставил в прошлом.

Последствия буллинга могут быть разными без проработки ситуации. Возможно, это будет тотально неуверенный в себе человек, который не чувствует в себе сил противостоять окружающим, не может изменить ситуацию, не верит, что ему могут помочь. Но если он переживёт ситуацию, может стать хорошим педагогом, предпринимателем, родителем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА