Проспект культуры

В Красноярске работает выставка живописи Марии Пономарёвой

В палитре художницы и чувственные портреты, и превосходные натюрморты.

В Красноярске работает выставка живописи Марии Пономарёвой

Дмитрий Шабалин

Живопись Марии Пономарёвой удивительно разнообразна.

Мария Пономарёва — признанный мастер портрета, особенно детского. Как считают искусствоведы, она очень тонко улавливает характер героя, раскрывая образ.

Людей всегда интересуют другие люди, потому что это — самое лучшее зеркало. В нём отражаются все наши главные стороны, наши мечты, наши привычки, наши типовые черты. Художник пишет тех, кого видит, а мы в них видим, если не самих себя, то нечто такое, что имеет к нам непосредственное отношение. Наша душа откликается, и потому такие картины кажутся особо живыми...

Рука автора очень узнаваема. Для художницы вовсе не обязательно отягощать картину сюжетом. Иногда в её работах совсем нет событий, есть только время года. Например, портрет девушки. В этой картине нет событий, есть лишь свежесть зимы, которая воспринимается как свежесть юности. А яркие, светлые тона заснеженного фона как будто перекликаются с цветовым решением лёгкой одежды. И получается неожиданный эффект: с одной стороны — зима, с другой — теплота.

Сам фон, кстати, тоже может остаться непрорисованным. Детали вроде бы опущены, но остаётся ощущение незаконченности, а значит — романтики. Как, например, портрет-сценка. Тёплый летний день. Бабочка, залетевшая в комнату. Такая же простая, но очень симпатичная девушка, заглянувшая в окно...

Одним словом, основной жанр Марии Пономарёвой — портрет. Не изменила себе художница и в последней персональной выставке, которая проходит в Доме искусств.

Вот изображение молодой девушки-хакаски, запечатлённой на фоне горы Тепсей. Картина несёт в себе глубокое символическое значение. Это не просто портрет, а своего рода собирательный степной образ, гимн свободного духа Хакасии, песнь всему творческому женскому началу.

И совсем не случайно называется эта работа «Песня ветра», и она же дала название центральному произведению автора. Хотя художница в последнее время отошла от портрета и открыла совершенно новое для себя направление, а именно — пейзаж.

— Всё началось со Всероссийского пленэра «Хакасия-2002», — рассказывает Мария Пономарёва. — В нашей художественной школе есть такая традиция — выезжать на этюды. И именно практика регулярного письма растормошила меня, открыла необычные для меня, новые идеи. К слову, для портрета «Песня ветра» мне позировала одна из участниц пленэра.

Если говорить о пейзажах художницы, то это совсем другое восприятие действительности, воплощение природной чистоты и света, которые в полной мере получает зритель, которому мастер живописных полотен гораздо больше известна именно как портретист.

На холстах — бескрайнее пространство Сибири, которое как бы выходит за рамки картин и обыденности. Солнечный свет и изгибы горных рек, серебро заснеженных степей и малоприступные вершины. В произведениях Марии Пономарёвой всё это — аллегория древности, вечность, ярко выраженная в золоте скифов.

Вернёмся к Всероссийскому хакасскому пленэру. Точнее — к пейзажам.

Работы здесь представлены самые свежие: 2022–2023 годы. «Февральское утро. Хакасия», «У горы» (какие-то подсохшие деревья у склона), «Чебаки», «Ветер в Чебаках» (для тех, кто не знает, это древняя крепость, а на картинах — примерно одно место, только чуть-чуть другой ракурс).

«Утро у Тепсея» (это двуглавая гора Тепсей, или — «отмеченная скала» в устье реки Тубы в хакасском фольклоре считается священной, там сохранились даже петроглифы).

«Осенью. 2022 год»: вокруг жёлтые листья, длинные тени от заборов. «Под горой»: крохотные домишки в предгорьях Саян. «Оранжевые острова»: они действительно рыжеватые, хоть и не особенно яркие.

А вот знаменитые Сундуки, древняя обсерватория возрастом 16 тысяч лет! Этот комплекс, сочетающий могильники и наскальные рисунки, имел не только огромное религиозное значение для людей, живших в этих местах, но и был местом наблюдения за звёздами. На вершине каждого из восьми пиков лежит гигантский камень, похожий на ящик или сундук, отсюда и название — Сундуки.

Рядом картина «У малой Сыи». Дальше — «Пуланколь» (в переводе «Лосиное озеро»). И просто удивительная работа под названием «Дорога в небо». Путь ведёт куда-то далеко-далеко, как будто в фильме по ранним произведениям Максима Горького о таборных цыганах. «Куда вы идёте?» — «На край света» — «Зачем?» — «Чтобы дойти и вернуться».

Акцент

Мария Пономарёва собирается и в будущем разрабатывать тему Хакасии. В её творческих планах — продолжение серии портретов, отражающих дух республики, и создание картин на основе этюдов.Персональная выставка художницы из Железногорска «Песня ветра» будет работать в Доме искусств до 17 декабря. 12+

Нюанс

Мария Пономарёва родилась в Железногорске Красноярского края. В 1977 году окончила Красноярский государственный художественный институт (ГХКИ), факультет живописи (мастерская Анатолия Знака). В 2003-м стала выпускницей творческих мастерских Российской академии художеств (отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток) под руководством профессора Анатолия Левитина. С 2006 года — член Союза художников. Педагог, заместитель директора детской художественной школы имени Дмитрия Каратанова (Абакан).

Светлана Юрьева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА