Новости

Учитель года Красноярского края - 2011 Ирина Туенок: «Главное - чтобы глаза горели»

Учитель года Красноярского края - 2011 Ирина Туенок: «Главное - чтобы глаза горели»

Преподаватель математики гимназии «Универс» №1 Ирина ТуенокНастоящий учитель не может быть равнодушным

Учитель - один из важных людей в жизни человека, так как именно он во многом определяет судьбу ребёнка в дальнейшем. Ирина Туенок свято верит в это. Говорит, что ей в жизни очень повезло, потому в школе и вузе у неё были настоящие учителя. Именно они стали для неё эталоном и примером в профессии.

В этом году преподаватель математики гимназии «Универс» №1 Ирина Туенок стала победителем IV городского конкурса «Учитель года - 2011». Считает, что никаких особых профессиональных секретов у неё нет: просто надо любить свою работу.

_- Что означает быть учителем сегодня? _

  • Учителю нужно быть значимым человеком для ребёнка. Он некий образец, поэтому должен быть успешным. И не только в глазах детей. Должен уметь ставить цели и добиваться задуманного. В нынешней ситуации это, конечно, сложно, но необходимо. Иначе ты не станешь значимым взрослым для ребятишек. А без этого невозможно работать в школе. Как можно учить других жизни, если ты сам ничего не добился?

- Но сегодня дети ориентированы в основном на материальные блага. Для них успешный человек должен иметь хорошую машину, одежду и так далее… Морально-нравственный аспект ушёл на второй план.

  • Всё это так. Хотя духовные ценности никто не отменял, но материальное благополучие тоже важно для человека. И в идеале учитель должен находиться на высоте по всем позициям: ездить на хорошей машине, прекрасно выглядеть, быть умным, образованным, интересным человеком и так далее. Нужно повышать его статус.

Очень важно, чтобы учитель был самодостаточной и разносторонней личностью. Сейчас дети много знают и умеют, и ограничиваться только преподавательской деятельности педагогу нельзя. Он может изучить языки, заниматься спортом, иметь какие-то свои увлечения и пристрастия, его жизнь не должна начинаться и заканчиваться в школе. Учитель просто обязан постоянно развиваться, расти. В его жизни должны быть интересы, которыми он мог бы поделиться с подопечными. Не нужно бояться и того, что дети в чём-то превосходят педагога. Нужно быть открытым для новой информации, в том числе и для той, которая исходит от учеников.

Преподаватель математики гимназии «Универс» №1 Ирина Туенок- Должна ли школа воспитывать? Или удел учебного заведения только давать знания?

  • Я бы не разделяла процесс обучения и воспитания. Это невозможно разорвать. То, что я делаю на уроке, и есть воспитание. Каждый преподаватель является примером, несёт некую модель поведения. Дети видят, как я себя веду с ними, с коллегами, начальством, родителями. Тем самым показываю, как нужно поступать и вести себя в той или иной ситуации. Нельзя просто запретить. С подростками этот номер не проходит: как показывает опыт, когда детям что-то запрещают, чаще всего они стараются попробовать запретный плод. Впрочем, как и любой человек. Я математик, поэтому всегда отталкиваюсь от логики. Считаю, что воспитание находится в голове. Если мы будем формировать мышление определённым образом, то с воспитанием не будет проблем. Если в семье ребенок не может видеть положительные образцы поведения, то нужно создавать эти образцы в школе.

- Мне понятно, как можно воспитывать человека при помощи литературы, русского языка, культурологии… Но как можно воспитывать при помощи математики?

  • На уроке я не просто транслирую материал. Ставлю какую-то проблемную ситуацию, и мы все вместе пытаемся разобраться, как из неё выйти. Я общаюсь с детьми, организую процесс так, чтобы они стали контактировать между собой. Я стараюсь создавать среду, в которой дети получают позитивный опыт общения и поведения в разных обстоятельствах. И, конечно, обсуждаю рамки допустимого.

- Какие ученики вам наиболее интересны? Активные и успешные или крепкие орешки, которые не так-то просто расколоть, с которыми нужно работать, раскрывать их возможности и таланты?

  • Интересны, конечно, трудные, проблемные ситуации, когда понимаешь по глазам, что у ребёнка есть потенциал, но он почему-то не раскрывается. С другой стороны, всегда переживаю за сильных детей. Я сама была успешна в школе. Бывало, урок математики для меня заканчивался через десять-двадцать минут, когда я выполняла все приготовленные педагогом задания. Поэтому проблемы и запросы сильных учеников мне понятны. Я стараюсь работать с разным уровнем детей, стремиться к тому, чтобы сильные стремились не останавливались на достигнутом, повышали свой уровень, а слабые пытались поднимать свою планку. Опять же необходимо понимать, что далеко не всем нужно становиться математиками.

Часто те, кому плохо даются точные науки, благополучны в чём-то ином. Нужно найти ту область, где ребёнок будет успешен, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым. У каждого свой путь, индивидуальная траектория. То, что все будут на разных уровнях, замечательно, - надо двигаться, а не стоять на месте. Главное - найти своё место в жизни, где можешь состояться как личность.

Преподаватель математики гимназии «Универс» №1 Ирина Туенок- Вы стремитесь, чтобы Ваши ученики полюбили математику как науку? Или это не главное?

  • И да и нет. У меня нет такой идеи фикс - чтобы все полюбили математику. Более того, как только ты ставишь для себя такую задачу, выходит всё наоборот. Если не зацикливаешься, то всё получается само собой, подспудно. Главное показать детям, что ты их ценишь не за то, что они решают задачи, а за то, что они стремятся двигаться вперёд, достигать цели. Когда ребятишки это ощущают, они сами тянуться к предмету, добровольно приходят на консультацию, чтобы порешать задачки. Любовь ребят к математике для меня выражается в очень простых вещах: когда из 28 моих учеников 22 участвуют в олимпиаде по математике. Пусть они не все знают предмет блестяще, но их желание попробовать свои силы - показатель для меня.

- Почему Вы выбрали профессию учителя?

  • Я её не выбирала. Изначально поступила в Красноярский государственный университет на математический факультет с желанием стать программистом. Тогда же в КГУ открыли психолого-педагогический факультет, куда можно было поступить только на третий курс, закончив два курса профильного обучения. Я помню, как к нам пришёл Виктор Александрович Болотов, который сегодня является вице-президентом Российской академии образования, дал студентам матфака какие-то простейшие задачки, которые мы не могли решить, потому что они требовали нестандартного мышления. Меня это заинтересовало: почему мы не можем это сделать, в чём секрет психологической уловки? Кроме того, на математическом факультете мне не хватало гуманитарных предметов. И я решила восполнить этот пробел - поступила на психолого-педагогический факультет. Оказалось, это то, что мне было нужно: мы участвовали в выездных мероприятиях, играх, ездили в командировки, преподавали. Нас готовили для развивающего обучения. Так и созрело желание стать педагогом. Но здесь надо оговориться, что мы пришли не в простую школу, а в экспериментальную - 106-ю. Мы не просто преподавали, а занимались наукой: пытались ответить на вопрос, как должна быть построена современная инновационная школа, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем дети добивались высоких результатов. Ведь от школьного этапа зависит всё остальное в жизни человека. Я очень уважаю эту роль - роль настоящего учителя.

- Как Вы относитесь к новациям в сфере образования, например к новым стандартам для старшей школы, которые сегодня активно обсуждают?

  • У меня к этому спокойное отношение, несмотря на общую ситуацию бурного обсуждения и даже неприятия. Дело в том, что в нашей школе мы живём уже лет десять в условиях, когда старшеклассники выбирают предметы. Некоторые возмущены: как так - наши дети не будут в обязательном порядке изучать химию, биологию, а смогут выбрать только естествознание. Ничего в этом страшного нет. Мой сын изучал естествознание, тем не менее по химии и биологии знает на порядок больше, чем некоторые школьники, которые усиленно изучали эти предметы. Успех зависит от того, имеет ли ребёнок интерес к знаниям.

В любых изменениях есть свои минусы и плюсы. Понятно, что новая система не сразу приживётся, её нужно будет обкатывать какое-то время, вносить коррективы.

Преподаватель математики гимназии «Универс» №1 Ирина Туенок- Для чего нужен педагогам профессиональный конкурс?

  • Он помогает поднять престиж профессии учителя, его статус в педагогическом сообществе. Это очень важно, такие мероприятия заставляют оглянуться вокруг. Профессиональное сообщество живет по-разному, и нужно знать о проблемах и достижениях не только своей школы. Во время конкурса я познакомилась с коллегами из других общеобразовательных учреждений и поняла, как много у нас талантливых, творческих учителей в городе. Радует, что свои проекты представляют молодые педагоги. Кроме профессионального и человеческого общения и обмена опыта во время конкурса у учителя есть возможность себя показать, представить, что ты умеешь.

- Конкурс - это когда оценивают извне, со стороны. А сами Вы при помощи чего оцениваете свою работу? Что является лакмусовой бумажкой для Вас?

  • Тут нужно учитывать разные параметры. И успеваемость в целом, и результаты контрольных срезов. Но в первую очередь важно понимание, почему у тебя что-то не получается, в чём причины этого. Ведь если ребята не успевают, это не значит, что они плохие, это ты что-то не так делаешь. Главное в нашем деле - не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться, что-то придумывать. Нельзя быть безразличным к тому, что ты делаешь, работать только от звонка до звонка. Очень важно, чтобы у учителя горели глаза.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА