Новости

Мой учитель физкультуры - просто Класс!

Мой учитель физкультуры - просто Класс!

Именно этой фразой, вынесенной в заголовок, во время чествования красноярских олимпийцев в мэрии год назад с улыбкой представил мне своего школьного наставника, отличника народного образования РСФСР Григория КЛАССА герой Ванкувера Евгений Устюгов. И попросил сфотографировать его вместе с Григорием Ивановичем: «А то у меня ни одной хорошей фотографии вместе с учителем нет. А хотелось бы».

Потом Устюгов пояснил, что, если бы таких учителей, как Класс, было бы в стране побольше, проблем с олимпийскими медалями и со здоровьем нации не существовало бы. Тогда и родилась у меня идея поговорить с учителем чемпиона.

- Григорий Иванович, все исследователи в голос говорят, что с каждым годом наши дети всё хуже и хуже выглядят в двигательном плане, здоровье школьников и их показатели физической подготовки падают. По силам ли доброму волшебнику - учителю физической культуры - гадкого утёнка превратить если не в прекрасного лебедя, то хотя бы в шустрого боевого воробья?

  • Сейчас у нас появляется гораздо больше шансов это сделать. Три урока физкультуры дают такую возможность. Кстати, многие коллеги критикуют тестовую систему оценки развития физических качеств школьников. Мол, достаточно того, что ребёнок, придя на урок, просто получит удовольствие от гимнастики или игры. Но при этом они забывают про то, что детей ждёт жизнь не всегда сладкая, поэтому они должны научиться преодолевать себя. Преодолевать свою лень, физическую слабость. Должны, наконец, научиться работать. Уроки физкультуры, если они правильно построены, учат преодолевать трудности и достигать цели.

- Это в теории, а на практике?

  • У нас в 13-й гимназии все дети в курсе, какие нормативы им следует выполнить в конце четверти, полугодия, учебного года. Это стимулирует детей. Делаем прикидки обычно каждые две недели, не даём расслабиться. И знаете, в моей практике часто случается так, что бывшие «троешники» по физической подготовке к девятому-десятому классу обгоняют по результатам тестов тех ребят, кто был изначально одарён от природы. Потому что они оказались более упёртыми и нам с коллегами удалось их расшевелить и нацелить на достижение нужного результата. По шажочку, не торопясь.

- Неужели лишь за «физику» учеников звание отличника народного образования заработали?

  • Получилось всё неожиданно. После Олимпиады в Москве 1980 года к нам в 95-ю школу, где я тогда работал, нагрянула министерская комиссия. И давай проверять, как физически готовы наши десятиклассники. Все без исключения. Юноши подтягивались на перекладине, а девушки делали упражнение - сгибание и разгибание рук в упоре на скамейку. Октавий Владимирович Корбут, отец прославленной олимпийской чемпионки по гимнастике Ольги Корбут, возглавлявший комиссию, и все её члены были не просто поражены: были в шоке от блестящих результатов тестирования. И Корбут счёл, что мне нужно присвоить почётное звание, хотя я был ещё молодой педагог. Так и стал отличником - в 1982 году.

- У Вас в гимназии более тысячи учеников, наверняка есть среди них и перспективные в плане успехов в большом спорте. Ведь во время уроков, внутришкольных, районных соревнований через Ваши руки проходят практически все и каждый Вам знаком. Тренируете ребят сами от начала до конца или передаёте в спортшколы?

  • Даже хороший учитель может вести школьные секции по одному, двум видам спорта. Обучать тем дисциплинам, что он сам хорошо владеет. И мы не волшебники, условий, инвентаря соответствующего тоже нет, да и не наша задача готовить мастеров спорта. Зато ребята, прозанимавшиеся три-четыре года лёгкой атлетикой или лыжным спортом, баскетболом в спортшколах, становятся хорошими помощниками. Готовясь к районным или городским соревнованиям, можно им даже поручить провести разминку или попросить их показать правильную технику прыжка в длину, лыжного хода или гимнастический элемент. Многие наши спортивные звёздочки становились потом мастерами спорта по борьбе самбо, по плаванию, боксу. Архипкин Павел был сильным лыжником, а сейчас успешно выступает в дуатлоне на чемпионатах России. Кстати, в группе лыжников, которую я тренировал, были ребята более одарённые и могли бы пойти дальше Павла, но не хватило характера, видимо. В спорте надо уметь хорошо работать и терпеть, когда приходится трудно: не всем по плечу большие нагрузки. Но всё равно спорт учит становиться сильнее и физически, и морально. Особенно в индивидуальных видах , где за товарища по команде не спрячешься. Впрочем, для каждого мальчишки можно подобрать вид спорта наиболее подходящий для него не только по физическим данным, но и по характеру, темпераменту.

- Были у Вас если не кумиры, то маячки, у которых Вы учились, когда овладевал профессией?

  • Это единственный в те годы отличник народного образования России Дмитрий Елизарьевич Лопатин. Работал он в 39-й школе. Встречались на районных соревнованиях, и меня заинтересовало то, как он общается с учениками, какие делает замечания, подсказки. Я потом неоднократно посещал уроки Лопатина, они мне очень много дали как педагогу. А в организационном плане и в умении довести свои требования так, чтобы люди их выполняли, многое взял у тогда методиста гороно по физической культуре, а потом многолетнего директора спортшколы крайоно Натальи Григорьевны Родины. Она была у меня руководителем педпрактики. Родина была отличным организатором, жёстким, но справедливым руководителем.

- Учитель должен быть демократом или диктатором?

  • Немножко диктатором. Ведь на уроке кто-то ленится, кому-то надо помочь преодолеть свои страхи, неуверенность в себе. Тут лёгкий психологический нажим в сочетании с индивидуальным подходом помогают сдвинуть дело с мёртвой точки. К тому же определённая твёрдость в требованиях помогает сэкономить время. То есть помогает тебе в целом работать более эффективно.

- Много энергии отнимает работа?

  • Особенно когда ты с учениками выступаешь на соревнованиях. Выплёскиваешь столько энергии, что иногда возвращаешься домой абсолютно опустошённым в эмоциональном плане. Когда удачно выступим, как гора с плеч, а когда не очень - долго потом копаешься в себе, ищешь, почему всё получилось не так, как надо?

- А радость часто посещает?

  • На душе хорошо становится, когда видишь, как мальчик или девочка научились тому, что никак раньше не получалось. Будь то упражнения со скакалкой или прыжок в длину. Например, один ученик к весне прибавил в прыжках в длину по сравнению с осенью 20 см. Сказал ему об этом, и он радостно улыбается. И у самого тоже радостно на душе становится: хорошо поработали.

- Не жалеете, что не стали тренером?

  • Да нет, за сорок лет прикипел к работе в школе.

- Зато воспитали олимпийского чемпиона Евгения Устюгова.

  • Тут большой моей заслуги нет: у Жени родители - Роман и Ольга - были сильными лыжниками. Я тоже бегал на лыжах за сборную Красноярского пединститута, и с той поры фамилия Устюговых была мне уже знакома. А потом и Женя пришёл к нам, в 95-ю школу.

- Устюгов каким был - хулиганом или тихоней?

  • Он был спокойным, уравновешенным. Невысоким.

- Не обижали будущую звезду? Сам он не задирался?

  • Не припомню ни того, ни другого. Видимо, сумел себя поставить в классе так, что его уважали. Он у меня в школьной секции только год позанимался, у нас по лыжному спорту хорошая была команда. Потом Устюгов перешёл в спортшколу и за нас только на соревнованиях выступал. Не задавался, всегда выкладывался на сто процентов и в лыжных гонках, и в соревнованиях по лёгкой атлетике. Он в эстафете 9 Мая всегда бежал самый длинный этап, как и серебряный призёр Ванкувера в биатлоне Лена Хрусталёва. Она завоевала серебряную медаль, выступая за Казахстан.

- Нет пророка в своём отечестве. Особенно в России.

  • Увы. Она же по молодёжи была чемпионкой мира в своё время. И Устюгов, и Хрусталёва после Ванкувера приезжали к нам в гимназию. Правда, в разное время.

- Не забывают учителя?

  • Не во мне дело, главное, что гимназисты так их здорово встречали, такие вопросы заковыристые задавали. И про спорт, и про учёбу… Повспоминали, как мы выезжали вместе на российские соревнования на призы газеты «Пионерская правда». Лена эпизоды поездки забавные припомнила, о которых я даже не знал или забыл.

- Как себя взбадриваете, когда трудно становится?

  • Да, сейчас нагрузка стала 39 часов в неделю плюс внеклассная работа, соревнования. В 7.40 уже в школе, а уходишь, если идут соревнования, после восьми вечера. Взбадривает энергия дружеского круга. Ещё с молодости друг друга знаем, в стройотряды студентами ездили. А теперь - на рыбалку.

По-настоящему сладость отдыха могут понять только те, кто работает не за страх, а за совесть. Григорий Класс вместе со своими коллегами из гимназии № 13 - из числа последних. Чтобы не показаться голословным, сообщу вам, что по результатам общегородского тестирования уровня физического развития школьников все четыре параллели классов гимназии вышли после районного этапа в городской финал. Шестиклассники в финале показали лучший результат, вторые места заняли гимназисты-восьмиклассники и ученики второго класса. Если учесть, что свои сорок лет педстажа Класс приобрёл в качестве учителя физической культуры в школах, где обучались около полутора тысяч учеников, то можно сказать, что как минимум четыре-пять тысяч красноярцев могут сказать ему спасибо за вклад в их здоровье, за то, что они не валяли дурака на уроках Григория Класса, а занимались полезным и нескучным делом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА