Новости

И Пушкин такой молодой

И Пушкин такой молодой

Поэт жив, и он по-прежнему с нами

О приближении пушкинской даты напомнило нам одно из недавних писем, пришедших в редакцию. Даты скорбной, трагической: 10 февраля — день роковой дуэли, закончившейся смертельным ранением, гибелью величайшего поэта и писателя, родоначальника нашей литературы, создателя русского литературного языка.

“Бронзовая скульптурная композиция “Пушкин и Наталья Гончарова”, появившаяся несколько лет назад на нашем проспекте Мира, — сказано в письме, — успела стать одним из символов города. Но среди красноярцев, особенно старшего поколения, уверена, найдётся немало тех, для кого это не просто архитектурный пушкинский символ, а нечто значительно большее — часть их жизни”.

Любовь Александровну Ситникову, автора присланного в газету письма, сегодня с полным правом можно причислить к старейшим жителям Красноярска: пожилая, но остающаяся удивительно бодрой для своего возраста женщина отметила своё 93-летие.

— В годы войны я работала детским врачом, — рассказывает она. — Нередко бывало: приду по вызову на дом к больному ребёнку, а там беда у всей семьи — на столе только что полученная похоронка. Рыдания, слёзы. Страшное время. Но знаете, какое ещё воспоминание сохранилось у меня о тех тяжёлых, чёрных годах? В каждом доме на этажерке с книгами обязательно стоял томик Пушкина или его детские сказки. Он и в войну всегда оставался с нами.

Память этой женщины хранит множество событий. В том числе и это знакомство, случившееся более полувека назад. В 1958 году она оказалась в Ленинграде, в командировке на врачебных курсах. В свободное время с подругами решили отправиться на экскурсию. Больше всего привлекла эта — по пушкинским местам, в городе на Неве их немало.

— Нашим гидом стал удивительный человек, — рассказывает Любовь Александровна. — Мы все были просто очарованы его рассказами о поэте, восхищены цепкой памятью экскурсовода. Казалось, он знает наизусть всего Пушкина, его стихи он цитировал не прерываясь. После экскурсии я не удержалась, подошла к нему. Так мы и познакомились с Семёном Гейченко, как оказалось, директором пушкинского музея “Михайловское”. Впечатления от этой встречи осталось неизгладимое, и, вернувшись домой, я написала ему письмо. Адресами, к сожалению, мы не обменялись, и написала я просто: село Михайловское, музей Пушкина. Откликнулся! С этого и началась наша переписка, наполнившая мою любовь к Пушкину более осознанными, обострёнными и признательными чувствами. Семён Степанович присылал открытки с видами Михайловского, переслал мне в дар свои книги — “У Лукоморья” и “Сердце оставляю вам”. А его удивительно вдумчивые письма стали темами нашего на целые годы растянувшегося почтового разговора о Поэте всех времён.

В архиве Любови Александровны собрано немало интересных материалов — писем, книг, газетных статей за разные десятилетия.

— Я ещё раз убедилась, — признаётся она, — что человек, искренне и всецело принявший Пушкина, сам становится личностью. Судьба Семёна Гейченко — тому подтверждение. Его, фронтовика-инвалида, назначили директором музея, который был практически полностью разорён и разграблен гитлеровцами. Сколько сил было отдано восстановлению, возвращению уникальных музейных вещей. Труд просто титанический. Но, неся в сердце Пушкина, он с этим справился, совершив свой гражданский подвиг для всей России.

Столь же рьяных и преданных почитателей творчества поэта обрела Любовь Александровна и в Красноярске. Вовсе не зря, выходит, на книжных полках в каждом доме нашего города хранились томики Пушкина.

— Уверена, что мои коллеги, те, кто постарше, до сих пор помнят врача Розу Яковлевну Геллер, — говорит Любовь Александровна. — Как она любила, боготворила Пушкина! С каким азартом собирала любые материалы, связанные с ним. И какие замечательные лекции в переполненных залах читала о нём на собраниях Общества врачей!

Правнучке Любови Александровне сегодня всего два года, но зато два её правнука, как улыбаясь, утверждает она, парни почти взрослые: пять и семь лет.

— Егорка у нас уже второклассник, — говорит Любовь Александровна. — И я рада, что Пушкин к нему пришёл вовсе не со страниц букваря, а от меня, от бабушки. Правнуки порой способны и огорошить. Как-то, утихомиривая их, посетовала: и как, мол, Пушкин со своими справлялся, у него-то деток побольше было? А в ответ услышала: “Машка, Сашка, Гришка и Наташка!”

А однажды, вспоминает Любовь Александровна, вместе с правнуками они смотрели по телевизору школьную викторину. Услышав вопрос — “Где родился Пушкин?” — ребята сорвались сразу: “Конечно, в Москве! Правда же, ба?! А его няню звали Ариной Родионовной!”

— Они меня тоже воспитывают, просвещают, — уверяет Любовь Александровна. — Знают, что лучший подарок для меня — новая книга. Внучка где-то раздобыла интереснейший хронологический сборник “Последний год жизни Пушкина” — подарок был просто царским. А дочери, их у меня две, тоже всегда дарят книги. И не только о Пушкине, знают, что я вообще увлечена литературой. Вот один из их последних даров — “Лев Толстой: бегство из рая”. Чудесная книга! Правда, когда я увидела, что она стоит 600 рублей, чуть сил не лишилась. Почему литература нынче такая дорогущая?! Даже детские книжки? Раньше мы гордо заявляли, что являемся самой читающей страной в мире. Почему же сегодня делается всё, чтобы это лидерство свести на нет? Что-что, а книги должны оставаться доступными!

Книги, уверяет Любовь Александровна — это и лекарство.

— В моём возрасте частенько бывает бессонница, — поясняет она. — Вот на днях проснулась в час ночи, сон не идёт. И, знаете, я ведь не к лекарствам потянулась, а к книжной полке. Книги лечат, помогают. Перечитываешь их по несколько раз и всё равно обязательно открываешь для себя что-то новое, даже в Пушкине, чьи строки, кажется, знакомы тебе давным-давно.

Пушкин для Красноярска больше, чем поэт, уверяет Любовь Александровна.

— Задумайтесь, — говорит она, — ведь вовсе не случайно свой драматический театр красноярцы назвали именно в его честь. Хотя у нас в городе он не был даже проездом. Прежде я очень любила бывать в нашем Центральном парке культуры и отдыха: там на одной из аллей стояла скульптура поэта. А появлению в городе памятника Пушкину и Гончаровой была порадована несказанно: Пушкин жив, он по-прежнему с нами!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА