Новости

«ДНК» наступает!

«ДНК» наступает!

Олег Рыбкин
Олег Рыбкин

Это уже история - поездка Красноярского драмтеатра им. Пушкина на фестиваль «Золотая маска» со спектаклем «Самый лёгкий способ бросить курить» и прочтением пьесы «Класс Бенто Бончева». А в планах театра - четвёртый фестиваль современной драматургии «Драма. Новый. Код», который начнётся 18 мая. Между этими значимыми для театра событиями мы встретились с его главным режиссёром Олегом Рыбкиным и поговорили о «холодной войне» режиссёров с драматургами и особенностях грядущего «ДНК», основная «фишка» которого - читка пьес..

- Олег Алексеевич, поделитесь впечатлениями от поездки на «Золотую маску».

  • Я считаю, что на «Маске Плюс» мы показались, как минимум, достойно. Прочтение пьесы «Класс Бенто Бойчева» проходило в пространстве на Поварской; и оно оказалось очень близко к той сгоревшей площадке, на которой шёл последний фестиваль «ДНК» - белые стены, небольшой зал. Также в театре им. Мейерхольда мы показали уже готовый спектакль «Самый лёгкий способ бросить курить». И мне нравится, что в этом плане театр Пушкина оказался в нужное время в нужном месте. На нашем «ДНК» встречаются тексты разного качества и разной степени сценичности. Какие-то из них мы потом принимаем к постановке. Так был выбран «Самый лёгкий способ», и на «Маске» подтвердилось, что это одна из лучших пьес прошедшего сезона. Её автору Михаилу Дурненкову критики вручили премию «Конкурс конкурсов».

_- Вы общались с авторами пьес Максимом Курочкиным и Михаилом Дурненковым после показов? Как они восприняли вашу работу с их текстами? _

  • Да, общался. «Золотая маска» тем и прекрасна, что авторы пьес, режиссёры, критики, актеры могут встретиться, поговорить. У нас с Михаилом и Максимом были разночтения. Но прежде всего они связаны с тем, что авторы, как правило, очень трепетно относятся к своим текстам, боятся, что их неправильно покажут, недопоймут. Драматурги - очень тонко организованные существа. (Улыбается.) Например, по мнению Миши, у нас получилась слишком сентиментально сделанная история про «Самый лёгкий способ», - у него же она гораздо более жёстко написана. Но всё это вопросы оттенков, тонких отношений между текстом, автором, режиссёром и в итоге зрителем.

- Ощущаете в последнее время легкую «холодную войну» между молодыми авторами и ставящими их режиссёрами? Одни пишут совершенно не сценичные пьесы, другие же ставят тексты так, что драматурги за голову хватаются?

  • Я бы не стал называть это «войной». Но мне не нравится такая тенденция: авторы пишут, совершенно не думая о возможности постановки пьесы. Получается такое… чистое самовыражение. Но в таком случае - пиши в Интернет! Мы же, режиссеры, практики театра, мы взаимодействуем с текстами с намерением их ставить. А есть прекрасные пьесы, которые не имеют никакого отношения к возможности быть поставленными.

- Чего вам, как режиссёру, не хватало бы в первую очередь, не будь новой драмы - её сюжетов, языка, героев?

  • Трудно так разделить. Тот стиль, который мы называем «новая драма», отличается от популярной литературы. И те, и другие тексты - про жизнь, но новая драма - про жизнь в большей степени. Её авторы пытаются взаимодействовать с нынешней действительностью, не приукрашивая её, не приглаживая острые углы. Отсюда происходит порой ненормативная лексика, порой - какие-то жёсткие драматургические структуры. Этим и ценна новая драма.

- Есть наиболее близкие вам авторы новой драмы?

  • Да это, собственно, все авторы, пьесы которых всегда существуют у нас на фестивале «ДНК»: Максим Курочкин, братья Дурненковы, братья Пресняковы, - я могу долго перечислять фамилии. Слава богу, их много. Конечно, нельзя не сказать про Анну Яблонскую, которая погибла во время теракта в аэропорту «Домодедово». И первый день работы «ДНК», 18 мая, будет называться «вспомним Анну», - мы прочитаем её пьесу «Язычники»._ _Это я перечислил авторов, которые уже не нуждаются в представлении. Но есть и те, которых ещё хочется представить. Чем отчасти мы и займемся скоро на четвёртом «ДНК».

_- Олег Алексеевич, расскажите про следующий «ДНК». Что готовите? _

  • Я буду ставить пьесу «Бог резни» Ясмины Реза. Спектакль по ней шёл в «Современнике», а до того - в Париже, в Лондоне, на Бродвее. Интересно то, что этот фестиваль получается немного личностным, - некоторые читки будут ставить сами авторы. Приедут потрясающий драматург, друг нашего театра Михаил Угаров; режиссёр и драматург Юрий Муровицкий; будет Михаил Дурненков. То есть у некоторых авторов появится возможность поставить свой текст так, как они сами его видят. Не нужно вам нашей жёсткой режиссуры? Хорошо, ребята, давайте без режиссёров покажите, что вы из себя представляете: вот ваш текст, вот артисты. Я в этом плане, конечно, хитёр. (Улыбается.)

_- В целом фестиваль «ДНК» складывается так, как вы ожидали? Похож он на то, что хотелось сделать четыре года назад? _

_- _Это даже больше, чем я ожидал. Наверное, в Красноярске мы смогли сделать самую важную историю: превратить фестиваль новой драмы не в маргинальное, а в достойное любого уровня театральное событие. Конечно, важно и здорово, что у нас появилось такое количество друзей: Михаил Угаров, критики Елена Ковальская, Кристина Матвиенко, Александр Вислов, Павел Руднев, Алена Карась. И уже нет необходимости всем объяснять: «Знаете, есть такой фестиваль «ДНК» в Красноярске?» Большой друг нашего театра и «Фонд Михаила Прохорова», и лично Ирина Дмитриевна Прохорова.

За эти три года было сделано много каких-то… открытий. Никто не может забыть великий показ «Немецких писателей-трансвеститов». Он незабываем! Это уже история нашего театра. Мы продолжаем находиться в постоянном поиске. На этот раз будет документальное кино «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Более того - «ДНК» дорос до истории «ДНК Плюс». Очень свежее название. (Улыбается.)

_- Недавно услышала, что «ДНК» называют фестивалем «эпатажным» и «скандальным». Для меня удивительно такое мнение. Вы слышали об этом? _

  • Да. Ну вот такой он получился, зато у него есть своё лицо. Я считаю, оно определяется тем, что мы берем как очень резкие тексты, так и тексты, которые могут быть классическими. Например, в этом году будет пьеса Елены Греминой «Братья Ч» о молодом Чехове. Вообще фестиваль получается странный, он между… мейнстримом (популярным искусством) и радикализмом.

Главное, что людей на «ДНК» всё больше и больше! Это люди, которым становится интересно то, что происходит в мире, в стране, между людьми. Причём рассказанное современным языком. В последний раз мы просто не могли вместить всех желающих. И я понимаю, что этой весной будет ещё сложнее, - нет больше «Сцены «ДНК» на Мира, 49. Значит, мы снова будем ютиться на двух сценах внутри самого театра.

- Что вне «ДНК» сейчас репетирует театр Пушкина?

  • В июне будет премьера большого спектакля «Тартюф». Мы должны понимать, что краевой театр Пушкина - это огромный организм, который может и должен вмещать в себя многое. В том числе и классическую драматургию с современным, желательно, прочтением, поставленную современными режиссёрами. Я надеюсь, режиссёр Роман Феодори поставит спектакль, который будет интересен зрителю. Причём в силу не только того, что это Мольер, но и того, как всё в нём будет режиссёрски придумано. А последняя наша премьера - «Плохие братишки» по Куни. Должны быть и такие спектакли, - для людей, которые ходят просто прийти в зал посмеяться. Но есть зрители, которым важно что-то для себя вынести из посещения театра. Последних - ждём на «ДНК».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА