Новости

Как обеспечить себе счастливое будущее

Как обеспечить себе счастливое будущее

«Всё идёт по плану!»

Не так давно мне выпала возможность присутствовать на одном из тренингов в лидерской школе для старшеклассников. Его задачей было за пять минут написать свои цели на ближайшие три года во всех значимых сферах своей жизни. Сначала задание мне показалось лёгким, но в итоге я поняла, что все цели, записанные мною на бумаге, имеют размытый характер. Когда пришло время озвучивать наработки, у всех учеников ответы звучали весьма однообразно: «Поступлю в университет, буду учиться, возможно, работать...»

Когда модераторы стали задавать вопросы, стало ясно, что многие ребята из группы, по сути, даже не знают, где именно они будут учиться, а также каких успехов они хотели бы достигнуть в других сферах своей жизни. Как оказалось, все участники тренинга следовали стереотипам: все хотели престижную работу, крепкую семью, дорогой автомобиль и хорошую жилплощадь. Но ответить на такие вопросы, как: «В какой компании тебе хотелось бы работать?», «Хотел бы ты иметь собственный бизнес?», «Хотел бы ты жить в квартире или в собственном доме?», «Через сколько лет ты хотел бы обзавестись семьей?» - нам не удалось. Всех мучили противоречия. Модератор тренинга объявил, что очень многие люди не могут ответить на эти вопросы, потому что не задумываются о будущем, о том, как осуществить мечту.

«Чтобы осуществить свою мечту, нужно сделать из неё цель. Цель, которой необходимо добиться. А как её добиться? Нужно ставить правильные задачи для достижения конкретной цели.

Если кто-то из вас писал социальные проекты, вы поймёте мою мысль, ведь жизненное стратегирование - это проектирование собственного «я». Если вы посмотрите на себя как на проект, вы поймёте, что у вас, как и любого другого проекта, должна быть цель. Иначе он бессмысленный. Ну а дальше всё как в том же самом проектировании: формулируете задачи, пишете план действий с примерными сроками осуществления того или иного мероприятия, анализируете имеющиеся и необходимые ресурсы...» - сказал нам тогда педагог.

С этих пор меня всерьёз заинтересовала проблема жизненного стратегирования. И я стала искать людей, способных мне рассказать о всей сути жизнеориентирования. Нашла. Главный специалист агентства образовательных решений «Новые стратегии» Александр Овчинников рассказал о том, почему наличие жизненной стратегии лучше, чем её отсутствие.

«В нашем агентстве мы сравнительно давно занимаемся жизнеориентированием. Если хорошо подумать, можно найти много преимуществ, которыми обладают «держатели» жизненных стратегий. Причём мы рассматриваем полезность жизненной стратегии как для отдельного человека, так и для его социального окружения в целом. Но если говорить о том, что это даёт конкретному человеку, то можно отметить: когда человек обладает неким планом жизнедеятельности, он способен совершать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях, эффективнее расходовать свои ресурсы, отслеживать и контролировать свою жизнь, а также ориентироваться только на достижимые мечты.

Разработанная нами технология дала нам возможность зафиксировать новую возрастную типологию, основанную на понятии жизненной стратегии. Согласно ей, детьми считаются люди, которые не видят мир жизненных стратегий и не имеют своей жизненной стратегии, молодёжью - люди, понимающие и реализующие свою жизненную стратегию, а взрослыми - люди, достигшие жизненной цели и занимающиеся укреплением достигнутого. Звания стариков удостоены люди, отказавшиеся от своей жизненной стратегии и живущие воспоминаниями о прошлом.

Проблема нашей так называемой молодёжи в том, что они, согласно нашей типологии, являются детьми. Сейчас мы стараемся понять, почему именно нынешние старшеклассники и студенты не задумываются о своём будущем. Когда будут понятны причины, появится возможность найти эффективные способы пробудить в молодых людях интерес к жизнеориентированию.

На наш взгляд, аттестат зрелости должен выдаваться не по итогам контрольных по русскому, математике, истории и прочим предметам школьной программы, а по результатам разработки и презентации своей жизненной стратегии.»

Александром был организован круглый стол, главной целью которого было выслушать мнения представителей молодёжи со всех уголков Красноярского края о том, почему молодые люди не ставят себе целей в жизни. В ходе круглого стола было высказано много различных мнений, на основе которых мы сформулировали восемь основных причин, по которым молодые люди не стремятся к структурированию своего жизненного пути:

1. Несерьёзность. В круговороте происходящих событий трудно бывает остановиться и задуматься над тем, какое место мы занимаем в своей жизни и действительно ли мы оказались там, где хотели. Мы не ставим себе целей, потому что не подходим серьёзно к этому вопросу. У каждого из нас уже есть расписанный план: школа, институт, карьера, семья, дети, квартира - ну, плюс-минус ещё что-то. Этот стандартный план даже хорош и мог бы подойти любому, но все люди разные, и потребности у всех не могут быть одинаковыми.

2. Люди безответственно относятся к своей жизни. «Быть свободным» подразумевает под собой возможность делать выбор, а право принятия решения всегда идёт рука об руку с ответственностью. В случае следования общепринятому жизненному стандарту, потерпев неудачу, мы всегда можем оправдать себя обстоятельствами, и в этом случае избегаем критики со стороны своего окружения, так как наши поступки полностью вписываются в их мировоззрение. Ведь на самом деле большую боль и страх причиняют нам не наши неудачи, а осуждение со стороны нашего общества.

3. Страх перед критикой своего окружения. Многие из нас в той или иной степени склонны следовать стереотипам. Если вдруг кто-то начинает выделяться из толпы, на него начинаются гонения. Общество не всегда поддерживает целеустремлённость, тем более что человеком, который осознаёт ценность своего времени и своей жизни, гораздо труднее управлять, так как он не плывёт по течению, а осознанно и взвешенно принимает решения.

4. Низкая самооценка. Она мешает нам не только быть уверенным в своих действиях, но и вообще озвучивать свои желания и ожидания, не говоря уже о том, чтобы действовать.

5. Страх перед неудачей. Этот господин нас преследует при любом начинании. Всегда есть доля случая, непредвиденные обстоятельства и неправильные расчёты. Но всегда есть и возможности к решению любой проблемы. Главное, не опускать руки: тот, кто не падает, никогда не встает.

6. Отсутствие навыка достижения целей.

7. Отсутствие возможности определиться с целями из-за переизбытка желаний.

8. Лень и ожидание всего на блюдечке с голубой каёмочкой. Человек не привык работать, а достижение целей требует упорной работы. Плюс ко всему всегда находится масса оправданий и ошибочных рассуждений о «судьбе, которая наверняка неизбежна», или о «Боге, который всё видит и не позволит мне пропасть». Стоит понимать, что жизнеориентирование - не полуфабрикат, который можно засунуть в микроволновую печь и через пару минут без особых усилий получить готовую пищу.

Обсуждались на круглом столе и последствия отсутствия жизненной стратегии, среди которых были и невысокий социальный статус, и неудовлетворённость собственной деятельностью, и многое другое, но одним из интереснейших мнений, на мой взгляд, было мнение девушки из Сосновоборска. Она предположила, что отсутствие жизненной стратегии может служить причиной для суицидов, совершаемых представителями молодёжи. «По крайней мере, имей они стратегию, им было бы просто-напросто обидно умирать, так и не реализовав этот жизненный план...» - так объяснила значимость жизнеориентирования эта девушка.

Как же стимулировать молодёжь на «движение» в сфере жизнепроектирования? Есть как минимум три пути.

Первый - путь творческого воспитания. Он предполагает воздействие родителей на детей дошкольного возраста посредством сказок, главная мораль которых заключалась бы в том, как важно ставить цели в жизни и их достигать.

Ещё один путь - путь разума. Он заключается в том, чтобы объяснять старшеклассникам все плюсы жизнепроектирования.

Ну и последний - путь тенденции. Наверное, самый трудоёмкий, но наиболее эффективный способ заинтересовать молодёжь - ввести жизненное стратегирование в моду.

Молодые люди склонны следить за новыми тенденциями и следовать им. У них есть свои примеры для подражания: телезвёзды, политические деятели, музыканты. И если с их помощью мы будем продвигать в массы идею полезности жизнеориентирования, уже скоро большинство будет гордо заявлять о своих жизненных планах и стремиться к их реализации, чтобы хоть немного приблизить себя к примерам подражания и доказать, что они ничем не хуже любой известной личности, когда-то спланировавшей жизнь и исполнившей свои мечты.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА