Новости

Какие песни пели на войне

Какие песни пели на войне

«Катюша» была с нами

«Когда слышу песню «На Мамаевом кургане тишина» всегда плачу, вспоминаю те страшные дни войны, - говорит участница ВОВ Тамара Александровна Цареградцева. - И как бы ни было тяжело, мы и на фронте пели. Ведь на войну попали девчонками совсем молоденькими, на любом привале затягивали наши деревенские песни. Только когда совсем страшно было, молчали…».

  • Мы шли рядом с линией фронта - восстанавливали железную дорогу, - рассказывает Тамара Александровна. - Получается, вроде как с оружием не воевали, но всю войну были в действующей армии. Песня помогала отвлечься, дарила воспоминания о доме. Вообще, я очень люблю музыку. Когда вышла на пенсию, долгое время, пока здоровье позволяло, пела в хоре «Встреча с песней». Сейчас мне уже 90 лет, из дома не выхожу, поэтому с хором пришлось расстаться.

В самые тяжелые времена музыка и пение не исчезали из нашей жизни - через них выражали боль утрат и радость побед, песни воодушевляли, поднимали настроение, помогали…

  • В длинных переходах, чтобы не спать, не дремать, пели песни: «Катюшу», «В землянке», «На позиции девушка провожала бойца», «Орлёнка», - вспоминает Фёдор Иванович Михайлов, ветеран ВОВ. -Понятно, никаких музыкальных инструментов у нас не было. Просто шли и пели. А в окопах не до песен было, в окопах богу молились.

На фронт Фёдор Иванович попал в 1943 году. Тогда ему было всего семнадцать лет. Сначала воевал в пехоте на Орловско-Курской дуге. Здесь получил ранение.

  • В госпитале мы часто пели «Анюту», «Застольную песню», которая начинается со строк «Редко друзья нам встречаться приходится», - рассказывает Фёдор Михайлов. - После госпиталя меня направили учиться на сержанта. Во время учебы мы строем пели «Вставай страна огромная», «Все выше и выше». Тех, кто плохо пел, наказывали - заставляли ползти по-пластунски.

Ровно за год до победы - 9 мая 1944 года, Фёдор Иванович получил второе тяжёлое ранение, и на фронт уже не вернулся. «Музыка и я - неразлучны, - говорит он. - У меня есть балалайка, пою песни, частушки дома, на встречах, в гостях. Самая любимая - «Анюта», которую мы пели тогда - на войне».

Также в 1943 году восемнадцатилетним пареньком на фронт попал Пётр Лукьянович Удодов.

  • Пели в училище, пели после войны, а на фронте - не пели, на фронте были грязь, усталость, - вспоминает он. - Иногда перед бойцами выступали артисты, подъезжала полуторка, к ней подтягивались солдаты. Иногда мы тоже слушали их выступления, но названия композиций не запомнились. А после войны мы пели. Я даже составил альбом фронтовых песен, подарил его своему товарищу.

Музыкальные композиции звучали и на фронте, и в тылу. Зинаида Петровна Стельмах в годы войны работала в колхозе Горьковской области.

  • Мы выращивали табак, шили кисеты для бойцов, - рассказывает она. - И, конечно, пели - «Синий платочек», «Я уходил тогда в поход в суровые края», «Три танкиста», «В лесу прифронтовом», «На позицию девушка провожала бойца», «Эх, дороги», «Дан приказ ему на Запад». Вообще, знаменитые сегодня фронтовые песни появились позже - не в первый год войны. Как гимн каждый день по радио передавали песню «Вставай страна огромная», мы слушали её со слезами на глазах.

Любопытный факт - первого мая 1943 года в Красноярске открылся новый Дом культуры, сегодня он носит название Дворца культуры им. 1 Мая. Воспоминания о первых днях его работы оставил Борис Хазанов, в годы войны он руководил заводом «Красмаш», которому принадлежало это учреждение. Борису Абрамовичу удалось пригласить на открытие Дома культуры эвакуированный в Сибирь Киевский театр оперы и балета. «Не знаю, как мне удалось убедить директора театра, - вспоминал он. - То ли подействовал мой рассказ о нелёгком нашем становлении, о том, в каких невероятных условиях налаживали мы производство, чтобы быстрее дать вооружение и боеприпасы фронту, то ли ещё что. Артисты приехали к нам, выступили несколько раз на сцене Дома культуры, дали возможность послушать прекрасную оперу «Наталка-Полтавка». Думаю, не надо рассказывать, какой это вызвало резонанс. В последующем к нам приезжали и другие артисты».

В годы войны Валентина Владимировна Булыгина работала на Краслесмаше.

  • Окончила восьмой класс, и началась война - какая уж тут учёба, - говорит она. - Все четыре года работала на заводе, проверяла качество изготовленных снарядов. Снаряд весит сорок килограмм - и я столько же. Работали посменно по 12 часов, дежурства совпадали так, что через раз не спали по 14 ночей подряд. Какие уж тут песни - с ног от усталости падали. Но иногда, собравшись девчонками, пели «Синенький скромный платочек», «Катюшу». А после войны - «Не плачь, девчонка», «Я люблю тебя жизнь»… Песни всегда были с нами.

«Священная война»

Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал его. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии.

«В землянке»

Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

«Тёмная ночь»

В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА