Новости
В современном мире героев нет?
Во времена Советского Союза в стране проводилась четкая политика идеологического наполнения не только СМИ, но и всех сфер жизни. Руководители Компартии прекрасно понимали, что главная задача государства — воспитание подрастающего поколения. Можно долго иронизировать над советской системой, упрекать ее в искусственном создании кумиров. Но цель, как говорится, оправдывала средства. У молодежи того времени были положительные ориентиры. И эти герои объединяли страну, работали на ее благо.
После распада СССР, воодушевившись свободой, об идеологии в стране на время забыли, а содержание СМИ полностью отдали на откуп их владельцев. Замещения старого официального идеологического госзаказа новым не состоялось. В результате чего образ героя времени складывался стихийно, кстати, в большинстве своем этот процесс продолжается и сегодня. В середине девяностых в ореоле романтики оказались “новые русские”. Сейчас их место заняли всевозможные звезды и звездочки, мисс и мисски.
Нужен герой?
или Герои рядом
— Я уверена, что герои должны быть, чтобы детям было с кого брать пример. А сейчас, к сожалению, с героями напряженка. Детям остается ориентироваться только на близких — маму, папу, сестер и братьев, а этого недостаточно, — считает Светлана Миронова, мать троих детей. — На телевидении сейчас больше зарубежных суперменов. Мой сын Ваня вырос на мультике “Черепашки-ниндзя”. Пусть сомнительные, но все же герои. Они ведь сражаются за добро. В России опять начали снимать мультфильмы про былинных героев — Илью Муромца, например. Но это скорее юмористические фильмы, героического в них нет. Не думаю, что современные дети захотят быть похожими на них.
Светлана вспоминает, что в детстве ее привлекал образ Зои Космодемьянской, Гули Королевой. Но она признается: для современности герои ее юности не подходят, а альтернативы не появилось.
— Когда мне надо было показать детям положительный пример, я подбирала специально книжки, фильмы, — делится Светлана. — Моя дочь Алена как-то задала мне вопрос: почему в фильмах герои только дяденьки, неужели нет девушек-героинь. Я нашла книги про Жанну д’Арк, про пионерок, погибших в Великой Отечественной войне. Это герои прошлого. И Аленка теперь спрашивает, неужели нет современных имен. Мне нечего ответить…
Светлана уверена, что государство должно активно участвовать в создании образов героев нашего времени. Оно должно предоставить альтернативу бесчисленным поп-звездам, политикам.
Валерия Радиченко, учитель русского языка и литературы школы © 147, сомневается в необходимости героев.
— В советское время, в мою юность, нам навязывали модели поведения. Меня всегда задевало, почему это я должна быть похожей на кого-то, — рассказывает Валерия Брониславна. — Но самое ужасное, что сейчас тех героев развенчивают. Александр Матросов, Павлик Морозов уже сброшены с пьедестала. Зачем это все тогда затевать? Ведь на этих ориентирах выросло целое поколение. А теперь тебе говорят, что всю жизнь ты следовал не тем примерам. Я склоняюсь к библейской заповеди: не сотвори себе кумира.
Валерия Брониславна считает, что на примере разных литературных персонажей, исторических деятелей, наших современников педагоги должны показывать разные модели поведения в разных ситуациях.
— Наша задача как педагогов говорить, что есть вечные ценности — добро и зло, честь, достоинство, искренность, дружба. Это те вещи, на которых основана жизнь человека. Об этом надо говорить. Это надо показывать. Мы же с ребятами каждый день общаемся в школе. Мы видим их поступки, они видят наши. И важно, чтобы мои слова как педагога не расходились с моими делами, — уверена Валерия Брониславна. — Необходимо обращать внимание детей на их поступки, чтобы они понимали их, разобрались в них. Случилось что-то, мы с ребятами обсуждаем ситуацию вместе. Ученики на конкретных случаях, понимают, правильно они поступили или нет, и почему они именно этот выбор сделали. Какой-то далекий герой — это, может, и хорошо, но важно, кто окружает человека.
Отдельного внимания заслуживает проблема не соответствия реальных героев и их распиаренного образа. Например, в жизни представителей правоохранительных органов мы воспринимаем так, а на телевидении, в сериале “Менты”, они выглядят иначе.
— Несоответствие представления о герое и образе героя можно иногда заметить на уроках литературы, — рассказывает Валерия Брониславна. — Вот, например, в десятом классе мы изучаем пьесу Островского “Гроза”. После прочтения произведения ребята приходят на урок со стереотипным представлением, что Катерина — плохой персонаж, она изменила мужу. Не знаю, откуда эти мифы берутся, от родителей, наверное, старших братьев, сестер. А когда мы начинаем детально воспроизводить ситуацию, оказывается, Катерина только один раз сходила на свидание и чмокнула кавалера в щечку. И это измена? Ребята уже не столь категоричны в своих суждениях. Анализ поступков литературных персонажей, как живых людей, дает большую пищу для раздумий. Оказывается, все сложно и неоднозначно. И в каждой ситуации человек поступает так, как ему в том случае кажется правильно. И тем более он не задумывается, что о нем подумают другие.
Все на выборы!
То, что современный мир — мир информации, неоспоримый факт. И роль средств массовой информации в формировании общественного мнения трудно переоценить. Поэтому вполне логично, что от власти требуют определенной информационной политики.
— Формирование образа героя — это, вообще-то, не функция власти, — говорит Василий Нелюбин, начальник управления информационной политики администрации Красноярского края. — Однако власть должна поддерживать инициативы СМИ. И в нашем регионе так и происходит. Второй год Союз журналистов проводит конкурс “Люди труда — гордость края”. Мы поддерживаем интерес журналистов к людям рабочих специальностей. Это работники предприятий, заводов. Это учителя, врачи, работники ЖКХ. Их работа не просто необходима, она жизненно важна для общества. Все они живут рядом с нами. В журналистику необходимо вернуть тему простого человека, человека труда.
В 2005 году в нашем регионе принята концепция информационной политики. В крае появился государственный канал “Енисей-регион”, бюджет финансирует создание тематических теле и радиопрограмм, рубрик в печатных СМИ.
В этом году красноярцам предстоит выбрать “Народного героя объединенного края”. Положение о конкурсе уже готовится, в мае начнутся отборочные мероприятия.
— При помощи жителей края мы надеемся найти молодежных героев, которые могли бы стать образцами поведения, авторитетами, — рассказывает Дмитрий Шалимов, оператор проекта “Народный герой объединенного края”, директор центра молодежных инициатив “Свободное время”. — Главное — поднять тему молодежного героя. А самих героев мы найдем и наградим. В этом плане интересен питерский проект “Настоящий герой”, прошедший недавно на телевидении. Но если в Санкт-Петербурге решили, что героическим является поступок, разовое действие, то мы считаем, что героическим является образ и стиль жизни.
Обсуждая оргмоменты, организаторы конкурса высказали и свои предположения, кто из современных деятелей является героем нашего времени. Губернатор края Александр Хлопонин, по мнению молодежи, привлекателен как человек, показывающий определенный образ жизни, как современный человек, целеустремленный, мобильный, а потом уже как управленец. Что очень важно в наше время. Героем может стать и новый военный комиссар края, который олицетворяет образ настоящего офицера, утерянный нами. А в русской истории — он имел огромное значение. Есть ребята, которые занимаются бизнесом, что-то производят, но о них никто ничего не знает. Конечно, есть публичные личности: политики, журналисты, — но организаторов конкурса интересуют именно нераскрученные образы.
А кто же все-таки герой?
В августе прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян, как они представляют себе уважаемого и достойного человека, какими качествами должен обладать наш современник, чтобы заслужить уважение других. Проще говоря, кого россияне могли бы назвать героем нашего времени.
Самое важное для “героя нашего времени” — сегодня, как и 10 лет назад (в 1997 году проводился аналогичный вопрос на эту тему), — это быть “порядочным, живущим по совести, а не ради выгоды и удовольствий”. Так считают 57 процентов опрошенных (в 1997 году — 53 процента). На втором месте — качества хорошего семьянина: верного супруга, мужа, сына, отца. Терпимость к людям, умение считаться с чужой точкой зрения и профессионализм, мастерство в своем деле замыкают четверку главных качеств достойного и уважаемого человека.
Главное изменение, зафиксированное за последние 10 лет — это рост влияния такого качества, как законопослушность. В 1997 году о такой черте образа “героя нашего времени” говорили только 14 процентов, тогда как сегодня — уже 34 процента! Чаще стали также говорить о патриотизме (его востребованность выросла с 15 до 24 процентов), гражданской позиции (с 15 до 20 процентов), вере в бога и соблюдении его заповедей (11 и 16 процентов), а также высоком достатке (11 и 15 процентов). Напротив, гораздо меньше уважения стали вызывать люди душевные, отзывчивые (36 и 26 процентов), скромные труженики, не стремящиеся к почестям (22 и 9 процентов), одаренные, талантливые (14 и 9 процентов).
Однако россияне четко представляют себе, какими качествами должен обладать герой нашего времени, но людей, воплощающих эти прописные истины на практике, массовый житель находит с большими трудностями.