Проспект культуры

Музей ретроавтомобилей: живая история в Красноярске

Корреспондент Gornovosti узнала истории некоторых экспонатов.

Музей ретроавтомобилей: живая история в Красноярске

“Автомобили буквально всё заполонили”, — пели “Весёлые ребята” на советской эстраде. Сейчас по сравнению с ХХ веком машин стало гораздо больше. Это уже не дефицит, выбор автомобилей — на любой вкус и кошелёк. Тем ценнее, наверное, ретромашины, которые сохранили владельцы и восстанавливают умельцы.

Для любителей истории и заядлых автомобилистов свои двери распахнул недавно культурно-исторический музей ретротранспорта и дорожной техники Красноярского края. В большом ангаре находится более сотни экспонатов, собранных за девять лет. Как рассказал руководитель музея Александр Кнапнугель, вся техника на ходу, при необходимости любой автомобиль может выехать на дороги Красноярска.

— Основной принцип музея — абсолютная достоверность. Если вы посмотрите под капот, то увидите родные автозапчасти. Некоторые автомобили мы сделали сами по чертежам заводов-изготовителей, — рассказал Александр Эдуардович.

«Не ори, я инвалид!»

Первое, на что обращаешь внимание, — маленькая двухместная машинка-инвалидка, в такой герой Моргунова катал героев Никулина и Вицина в “Операции “Ы”.

— После Великой Отечественной войны было много инвалидов, по указу Сталина выпустили “моргуновку” с откидным верхом. В автомобиле стоит мотоциклетный двигатель, поэтому на выставке он расположен рядом с мотоциклами, — поясняет Александр Кнапнугель.

Такая машина-мотоколяска была рассчитана на двух человек — водителя и пассажира, выпуском занимался Серпуховский мотоциклетный завод с 1958 по 1970 год.

«Кто заказывал такси на Дубровку?»

Сразу вспоминаешь крылатую фразу Анатолия Папанова из кинофильма “Бриллиантовая рука”, глядя на серый автомобиль с шашечками, которые чаще всего наносили сами таксисты. А ещё перед глазами встают герои кинофильма “Три тополя на Плющихе” и Юрий Деточкин из “Берегись автомобиля”. Все они были связаны с “Волгой” ГАЗ-21.

От стандартных “Волг” такси отличались тем, что на них не было фигурки оленя на капоте и радио в салоне, зато стоял таксометр и горел зелёный огонёк с пассажирской стороны. В таксомоторной службе советских городов отдельные экземпляры “Волг” работали до 1975 года включительно, после чего их списывали и в большинстве случаев утилизировали. Именно поэтому до наших дней дожило крайне мало аутентичных заводских такси на базе ГАЗ-21.

«Чайка» и «Черный воронок»

В коллекции музея находятся две изящные “Чайки” — белая и чёрная. Автомобили представительского класса Горьковского автозавода имени Молотова выпускали до 1989 года.

— На “Чайках” возили наше правительство, в 1990-е эти две машины отдали в службу быта, чтобы возить молодожёнов. После их выкупил частник, мы восстановили, теперь они почти летают, — отмечает Александр Кнапнугель.

Рядом с “Чайками” расположена красивая чёрная машина ГАЗ М-1, или, как прозвали её в народе, “Эмка”, “Маруся” или “Чёрный воронок”. Она появилась в 1936 году, в период сталинских репрессий. “Марусей” машину назвали сами сотрудники НКВД из-за первой буквы “М” в названии модели, хотя М — первая буква в фамилии Молотова, в честь которого было названо авто.

— Если вы смотрите военные фильмы, то замечали: как такая машина во двор заезжала, то всех жильцов буквально сдувало — значит, из НКВД приехали за кем-то. Её специально для них и выпустили, — заметил владелец музея.

Москвич «Буратино»

Резко выделяется на фоне остальных экспонатов автомобиль с деревянным корпусом. В 1947 году в Союзе был дефицит тонкого стального листа, поэтому каркас, кузов и боковые панели делали из берёзы по особой технологии авиационного завода. Сверху всё обшивали тонким металлом.

— Сталин тогда лично принимал все автомобили, прежде чем их пускали на конвейер. Когда ему показали деревянный “Москвич”, то Иосиф Виссарионович спросил, почему машина из дерева. Когда ему рассказали о дефиците железа, он махнул рукой и разрешил выпуск. В народе такую машину прозвали “Буратино”, — делится историей руководитель музея.

Таких моделей также не сохранилось, деревянный автомобиль делали по чертежам завода-изготовителя.

За сколько продали «Родину»?

После войны ГАЗ М-20 “Победа” должен был изначально называться “Родина”. Когда Сталину предъявили автомобиль, то он спросил: “А за сколько вы будете “Родину” продавать?” Машину сразу переименовали в “Победу”.

— Оказалась самой тяжёлой в восстановлении, — признаётся Александр. — Очень много лишних наворотов, без которых можно было обойтись. Например, стёкла опускаются вместе со стойками. А так её полностью разбирали, пескоструили, делали проводку… Я тогда пару месяцев на ней катался, пожилые реагировали, махали руками. Молодёжь особо не обращала внимания.

Везем сосиски!

В 1953 году, когда открывали в Москве магазин ГУМ, понадобились специальные машины для разных товаров — “Мороженое”, “Гастроном”, “Сосиски”. Всего было выпущено 20 экземпляров, ни один из них не сохранился до наших дней.

— Мы делали этот экспонат по чертежам завода-изготовителя на основе первого народного автомобиля “Москвич”, — рассказал Александр Кнапнугель. — Когда начали в интернете смотреть, как выглядели эти машины, нам больше всего понравились “Сосиски”, поэтому мы и сделали такое оформление.

Двойной автобус

Увидев белый автобус Ikarus 280, который в народе называли “сосиской”, радостно вспоминаешь, что такие ходили в Красноярске ещё в конце 1990-х годов. Только в городе они были жёлтого цвета.

— С ними вот какая история — в автобусных парках, чтобы избавиться от вышедшей из строя техники, нужно было её разрезать, сдать в металлолом и получить об этом справку. Только после этого машину списывали. Поэтому именно жёлтых автобусов не сохранилось. Этот, — Александр указал на экспонат, — выписан из Будапешта. Купил его завод тяжёлых экскаваторов, чтобы возить рабочих из Солнечного на работу. Потом автобус сломался, я обменял его на свой работающий ЛиАЗ. Мы наладили Ikarus, он на ходу, но внешний вид мы ещё не доделали.

Фотограф Дмитрий Шабалин, увидев автобус-гармошку, пришёл в восторг:

— О, я помню, самое любимое место — кататься на площадке, где салоны соединялись!”

Машина Дороги жизни

Кроме легковых автомобилей и автобусов, в коллекции есть военные, грузовые автомобили, мопеды и мотоциклы, а также ведомственные авто полиции и скорой помощи. Особенное место занимает легендарный грузовик-полуторка, на котором перевозили людей и грузы по Дороге жизни во время блокады Ленинграда.

— Он назван полуторкой, потому что весит полторы тонны, — поясняет руководитель музея. — И грузоподъёмность та же. Лёд выдерживал, поэтому использовался именно этот грузовик

Музей находится на улице Парашютной, 90/20. Стать посетителем можно по выходным, с 10 утра до 18 вечера. Стоимость входного билета: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров, а дети до 7 лет могут пройти бесплатно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА