Наука и образование

Игорь Богданов: «Я сторонник того, чтобы люди проявляли амбиции»

80-летний юбилей сегодня празднует Игорь Богданов, выдающийся работник дорожной отрасли, учёный.

Игорь Богданов: «Я сторонник того, чтобы люди проявляли амбиции»

В Сибирском федеральном университете есть сотрудник, который не только блестяще преподаёт технические дисциплины, но и даёт студентам путёвку в жизнь. Это доцент кафедры «Автомобильные дороги и городские сооружения» Игорь Богданов. Несмотря на то, что советскую систему распределения в вузах давно отменили, Игорь Яковлевич под свою ответственность просит руководителей предприятий трудоустроить его студентов. Никогда не ведёт такие разговоры по телефону, едет к работодателям лично. Неутомимому наставнику 27 февраля исполнилось 80 лет.

Отличник из Таракановки

image description
image description

Тяга к знаниям и целеустремлённость сформировались у нашего героя ещё в детстве. Он рос в большой семье, которая жила на улице Ломоносова. В 50-е годы это была застроенная бараками окраина Красноярска. В народе её называли Таракановка. Среди мальчишек там считалось доблестью подраться, похулиганить. Игорю Яковлевичу, как и остальным ребятишкам в их семье, хотелось выделиться среди сверстников совсем другими достижениями, которые позволили бы созидать, крепко стоять на ногах. Наделённый хорошими способностями к учёбе, он с отличием окончил лесотехнический техникум. Получил направление на работу в Игарку и почти одновременно — повестку в армию. Отслужив, вернулся домой, поступил в Политехнический институт на специальность «Автомобильные дороги».

— К экзаменам готовился основательно, — вспоминает Игорь Яковлевич. — Всё, кроме сочинения, сдал на пятёрки. Устную и письменную математику, физику, химию и даже иностранный язык.

Из стен политеха Игорь Богданов тоже вышел с красным дипломом. Точнее, его после защиты там оставили преподавать. Дальше вмешалась судьба. Для одного из коллег на кафедре автомобильных дорог заказали целевое место в аспирантуре в Омском автодорожном институте. Тот по каким-то причинам отказался ехать, и руководство вместо него отправило в Омск Игоря Яковлевича. Красноярец с лихвой оправдал возложенные на него надежды. Защитил диссертацию на несколько месяцев раньше срока — по теме, связанной со строительством мостов.

Творил чудеса простым мелком

image description
image description

В восьмидесятые годы в Красноярском крае дорожное строительство развивалось бурными темпами, и перед профильными вузами стояла задача подготовить для этой отрасли как можно больше специалистов. Игорь Богданов на тот момент был уже деканом дорожного факультета отделившегося от политеха Красноярского инженерно-строительного института (КИСИ).

Игорь Яковлевич ставил перед собой две задачи. Обеспечить дорожно-строительные организации квалифицированными кадрами. И помочь каждому студенту реализовать себя в профессии на сто процентов.

— Я убеждён: от того, как к парням и девушкам относятся в учебном заведении, зависит их дальнейшая карьера, — говорит юбиляр. — Если преподаватели будут на них кричать, ничего путного не получится. Вообще, я сторонник того, чтобы люди проявляли амбиции: продвигались по служебной лестнице, занимали хорошие должности. Все, кто под моим руководством писали дипломные работы, в итоге многого добились.

Учеником Игоря Богданова был, например, Сергей Зяблов, депутат Законодательного собрания края, ранее возглавлявший региональное управление автомобильных дорог. По словам Игоря Яковлевича, Зяблов проявлял себя как настоящий лидер уже после третьего курса, в стройотряде: сам набрал под своё крыло ребят, сформировал из них команду. Они потом одним и тем же составом на несколько объектов выезжали.

Николай Катцын, инженер краевого дорожного управления, который тоже учился у Игоря Богданова, отмечает особенную манеру его преподавания: очень спокойную и доброжелательную. Николай Лукьянов, которые работал заместителем руководителя КруДОРа, в 1986 году защищал диплом по теме мостостроения.

— Мы делали вместе с Игорем Яковлевичем курсовые, вручную изготавливали модели, — рассказывает Николай Лукьянов. — Он знал свой предмет исключительно. На лекциях и практических занятиях обходился без конспектов, всё держал в голове. Выходил объяснять материал с одним мелком в руке — и с помощью этого мелка творил на доске чудеса.

Вадим Серватинский, завкафедрой автомобильных дорог и городских сооружений Инженерно-строительного института СФУ, раскрыл «Городским новостям» один секрет, связанный с праздничными демонстрациями, которые во времена СССР проводились в Красноярске в честь очередной годовщины Октябрьской революции и 1 Мая. Колонну Октябрьского района на этих шествиях возглавляли студенты, в числе которых был и он. Когда колонна проходила мимо трибуны, кто-то громкоголосый выкрикивал: «Да здравствует декан дорожно-строительного факультета Игорь Яковлевич Богданов, самый гуманный человек в мире, ура!». Огромное количество людей, не особо вслушиваясь в первые слова, подхватывало: «Урааа!». И хотя это было не по регламенту, никто на молодёжь не ругался.

Зимой лыжи, летом грядки

image description
image description

По старому, доброму КИСИ студенты и преподаватели отчасти скучают. Люди вспоминают особую атмосферу дружбы, взаимовыручки. И, в то же время, когда институт после реорганизации вошёл в состав СФУ, открылось много новых возможностей. Занятия теперь проводятся в оснащённых по последнему слову техники корпусах. Когда в Красноярске строили четвёртый мост через Енисей, студентам кафедры «Автомобильные дороги и городские сооружения» прямо на стройплощадке оборудовали специальные помещения, где они могли оттачивать полученные в аудиториях знания. Некоторые ребята получили возможность работать на этой грандиозной стройке.

Игорь Богданов читает новой смене дорожников лекции по мостостроению. Он немного удручён тем, что бакалавры получают диплом — и уходят с ним непонятно куда.

— Пытаемся их разыскать и устроить на работу, — делится подвижками в создании цепочки «вуз — предприятие» наш герой. — У нас есть несколько серьёзных проектных компаний. Кого-то направляем туда. Я предпочитаю рекомендовать наших выпускников руководителям этих компаний, беседуя вживую, а не по телефону. Еду к ним, объясняю, какие у ребят достоинства, что они знают и умеют. И зачастую удаётся добиться положительного результата.

Чтобы оставаться в хорошей форме, юбиляр бегает трусцой. Зимой встаёт на лыжи, летом на даче вскапывает землю под грядки. В эти моменты с ним рядом находятся его родные. Супруга, которая когда-то, на заре его преподавательской карьеры, была его студенткой. Дочери, зятья, внуки. Именно семья подвигает Игоря Яковлевича на активность и даёт ему позитивный заряд.

К тому, что в Красноярске построят метро, старейший работник дорожной отрасли относится с оптимизмом. Он считает, что мегаполису такой проект давно по силам. И в Красноярске достаточно толковых кадров, которые могут принять участие в строительстве и обслуживании подземки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА