Общество

«Ремонт не должен длиться годами». Депутат Красноярского городского совета Марина Малышева — о состоянии школ, проблемах округа и опыте своей работы

Марина Михайловна — самый опытный депутат городского парламента.

«Ремонт не должен длиться годами». Депутат Красноярского городского совета Марина Малышева — о состоянии школ, проблемах округа и опыте своей работы
Марина Малышева.

Дмитрий Шабалин

Ответственность и трудолюбие — основные качества, которые должны быть присущи каждому человеку, считает Марина Малышева, депутат Красноярского городского Совета. И, безусловно, они необходимы всем народным избранникам.

Марина Михайловна — самый опытный депутат городского парламента, первый раз жители округа № 12 оказали ей доверие в 2000 году, её общий стаж этой общественной деятельности 23 года. Участие в сессиях, в работе шести постоянных комиссий, в округе, приём избирателей — вот неполный перечень депутатских обязанностей. Плюс основная сфера деятельности: уже почти тридцать лет Марина Малышева руководит школой № 86.

— Время идёт, уходят проблемы, которые были значимы пять лет назад и уже решены. Остаются те, что важны сегодня. Многие годы не теряет актуальности вопрос обеспечения местами в детских садах и школах. Но всё-таки с местами в ДОУ острота ситуации немного снята. В числе принятых мер — ежемесячная выплата родителям малышей, которые не получили место в муниципальном детском саду. Это чуть более шести с половиной тысяч рублей. Можно спорить, достаточная это сумма или нет. Но главное, что она есть. И её предоставление — инициатива депутатов городского Совета. До недавнего времени выплата полагалась на детей в возрасте от трёх до пяти лет. Но на внеочередной сессии на этой неделе принято предложение об изменении нижнего порога, чтобы выплачивать деньги на малышей с полутора лет.

Социальная защита населения — важнейшая тема. Когда отрасль переходила на уровень края, мы сделали всё возможное, чтобы оставить городское управление. Его представители распределены по районам, потому что самая щепетильная работа именно там — где население. Сегодня среди наших инициативных полномочий и поддержка семей военнослужащих, и работа социального такси. В других муниципалитетах такого нет. Ещё одна инициатива последнего времени — обеспечение детей от восьми месяцев до трёх лет молочными продуктами. Речь идёт о малообеспеченных семьях и семьях участников СВО.

— Вы отметили: с местами в детских садах ситуация стала не такой напряжённой. А как решается вопрос с дефицитом мест в школах?

— Прежде всего отмечу, что из 52 миллиардов рублей городского бюджета 27 миллиардов идёт на сферу образования. Более всего из этой суммы “съедают” расходы на строительство и капитальный ремонт.

Не перестаю говорить о том, что ремонт образовательных учреждений — серьёзнейшая проблема. Нельзя закрывать здания на несколько лет, как получилось с нашей школой. Работы в основном здании ведутся уже три года.

Конечно, здесь, на улице Калинина, нужна новая школа. Уже есть утверждённый проект на 1 100 мест. Но стоит вопрос о сроках сноса аварийных домов, необходимо освободить территорию под строительство. Требуется 3,5 гектара земли. К слову, мы, депутаты городского Совета, несколько раз обращались в Законодательное собрание края с предложением изменить нормы. Не нужно везде возводить школы на огромных площадях. Можно строить и на участках поменьше, ведь в старых спальных районах жители привыкли, что школа рядом.

Город взял на себя обязательство сдавать по две новые школы в год. Недавно появилась новая практика — возведение модульных зданий. Пилотным проектом стала наша начальная школа на Калинина, 72 б. Старое здание закрыли в декабре 2020 года, ученикам младших классов пришлось ходить в гимназию № 9 через железную дорогу, гаражи. Проблему нужно было решать быстро. И уже 6 декабря 2021 года открылась новая школа. Всего год ушёл на поиск площадки, оформление земли, строительство сетей и возведение модуля. На это затратили менее ста миллионов рублей, что значительно дешевле, чем строительство обычной школы.Наш опыт пригодился при возведении модульной школы № 50. Наверное, массово его не нужно использовать. Но в таких небольших, старых районах, где не планируется строительство новых жилых домов, вполне можно применять.

— Каким ещё учреждениям нужен капитальный ремонт?

— Несколько лет назад была создана межведомственная комиссия, мы проехали по всем школам и детским садам, которым больше тридцати лет и где были жалобы на состояние зданий. Оказалось, что капитальный ремонт необходим 53 учреждениям. Стали закрывать на ремонт по три-четыре здания в год.

Детей на время работ приходится переводить в другие учреждения. И если бы в одно! Например, ученики школы № 21 ходят и в гимназию № 9, и в “Универс”, и школу № 19. Страдают и учащиеся данных учреждений, у них заняли помещения, где проходили дополнительные занятия, кружки.

Первого сентября после капитального ремонта должны открыться школы № 5, 108 и 27. Продолжатся работы по реконструкции лицея № 11, школ № 21 и 86. Осенью на ремонт закроются ещё пять учреждений: школы № 42, 45, 53, 82 и лицей № 2.

Также принято решение ежегодно проводить капитальный ремонт пищеблоков десяти школ. Закупать для них новое технологическое оборудование. Учреждения на этот год уже определены.

— Как за эти годы изменились темы обращений от жителей округа?

— Несколько десятилетий назад ситуация в городе была гораздо тяжелее, быт жителей — плохо устроенным. Навсегда запомнила: на приём зашёл ветеран ВОВ, ему не ставили домашний телефон. Жена болела, вместе они были с военных лет, детей нет. Он пришёл с канистрой бензина: если не поможете — подожгу… В домах было холодно, во дворах — грязь. Женщины надевали пакеты на сапожки, туфельки, доходили в них до остановки, чтобы обувь сохранить. К счастью, это время прошло.

Теперь горожане хотят, чтобы было не просто чисто, но и красиво — во дворах, общественных пространствах. Но без инициативы жителей ничего не получится. Все наши чудо-дворы округа — на Северо-Енисейской, Робеспьера — получились такими благодаря неравнодушным жильцам.В Железнодорожном районе протекают две малые реки — Кача и Бугач. Набережная Качи в центральной части города благоустроена, жителям нашего округа хочется, чтобы и здесь было также красиво. И в прошлом году они проголосовали за благоустройство набережной в рамках нацпроекта “Жильё и городская среда”. Работы уже начались. На берегу появятся веранды, красивые площадки.

Вместе с депутатами горсовета, представителями местного отделения партии “Единая Россия” мы привели в порядок пространство у дома по адресу Заводская, 2. На субботниках что только оттуда не вывозили — старые диваны, матрасы… Сейчас на этом месте благоустроенная площадка, она станет продолжением проекта устройства берегов Качи. Возле нашего модульного здания начальной школы были старые дома, их снесли. На освободившейся территории сделаем большой открытый спортивно-оздоровительный комплекс. Здесь будут универсальная и легкоатлетическая площадки, тренажёры, площадка, где будем проводить линейки. Проект готов, находится на экспертизе. Надеемся, что летом начнём работы.

Немало сложностей было с возведением развязки на Брянской: проблемы со сносом частного сектора, оформлением земли, непосредственно самим строительством. Безусловно, этот объект нужен городу, но пострадавшими оказались жители дома на Калинина, 2в. С одной стороны — гора и бывший кирпичный завод. Под самыми окнами — огромная серая махина, машины на уровне третьего этажа. Пыль, шум. Активисты этого дома просят сделать подсветку развязки, чтобы из окон открывался красивый вид. Дорожники отвечают: там есть фонари. Но речь не об освещении, а об эстетике. Смотрим, как можно решить данный вопрос.

— Традиционно много вопросов связано с доступностью общественного транспорта. Как обстоит дело в вашем округе?

— Происходят постоянные изменения: какие-то маршруты уходят, появляются новые. Раньше от нас невозможно было уехать без пересадки на улицу Железнодорожников, в микрорайон Пашенный. Теперь появился 52-й автобус. Хотя скучают по 84-му маршруту, он тоже был удобный.

Сейчас жители просят, чтобы 32-й автобус ходил по Покровке по прежнему маршруту — как привыкли люди. Но так не получается. Конкурс объявляют, но предприниматели не хотят работать на данном маршруте, потому что он нерентабельный. Недавно вместе с депутатом горсовета Еленой Южаковой мы проводили встречу с жителями Покровки при участии представителей департамента транспорта. Сотрудники администрации все разъяснили, на вопросы ответили, но жители снова собрали подписи за возврат автобуса. Возможно, решение проблемы будет найдено.

Досье

Марина МАЛЫШЕВА

Депутат Красноярского городского Совета, председатель постоянной комиссии по социальному развитию, председатель комиссии по этике.

Образование: Красноярский государственный педагогический институт, учитель русского языка и литературы.

Карьера: 1980–1981 гг. — учитель русского языка и литературы Устюжской средней школы Емельяновского района.

1981–1988 гг. — учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной работы красноярской школы № 86.

С 1994 года по настоящее время — директор школы № 86.

Достижения: отличник просвещения РФ, заслуженный педагог Красноярского края, награждена знаком “За заслуги перед городом Красноярском”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА