Новости

Кондуктор - к удаче

Кондуктор - к удаче

Кондуктор - к удачеВ Нью-Йорке на Манхэттене есть памятник кондуктору. Если потереть живот бронзового контролера и загадать желание, то оно непременно сбудется. Во всяком случае, в это верят задерживающиеся рядом со скульптурой пешеходы. А вот у нас, к сожалению, никто не думает не только о почетном памятнике, но и об элементарном уважении к этой профессии, только на первый взгляд простой.

Ранним утром, когда большинство красноярцев еще спит кондуктор уже приезжает на свой боевой пост: получить билеты, пройти медосмотр и инструктаж. А потом — переполненный автобус, невыспавшиеся раздраженные пассажиры, и достаточно одного слова, чтобы разгорелся скандал. Так начинается обычный будний день для билетера в общественном транспорте.

В 90-х годах из-за низкой собираемости проездной платы во многих городах решили реанимировать эту профессию. И поначалу на эту работу можно было попасть только на конкурсной основе. От соискателей требовалось следующее: хорошая речь, знание города, вежливость и даже некоторые психологические способности. В общем, все те качества, на отсутствие которых в наши дни жалуются пассажиры. Однако столь похвальную разборчивость работодатели проявляли недолго — из-за низких зарплат в автотранспортные предприятия приходилось брать редких желающих с улицы, в результате чего уровень профессионализма билетеров снизился.

Сегодня в департамент транспорта поступает множество жалоб на то, что кондукторы ведут себя некорректно, не объявляют остановки, не помогают инвалидам и ветеранам и так далее. В муниципальных автопредприятиях списки проштрафившихся контролеров висят на видном месте, и они немаленькие.

А самим кондукторам, как оказывается, жаловаться некуда, хотя иногда это необходимо. Недавно в департамент транспорта пришло письмо от женщины, работающей на одном из городских маршрутов: “У меня наболевшая проблема: я являюсь кондуктором много лет и никак не могу понять, почему нашим пассажирам даны все карты в руки. Каждый день сталкиваюсь с хамством и грубостью со стороны красноярцев, причем инициаторами конфликтов являются они. На просьбу предъявить социальную пластиковую карту в открытом виде меня же и обругают, а я должна все равно улыбаться. Никто не понимает, что нервы не выдерживают ежедневного наплыва скандальных людей. С такой работой нам нужно наблюдаться у врачей. При этом все защищают только пассажиров. А они, хоть и жалуются, сами делают что хотят: мусорят в автобусе, ругаются, могут ударить. А кто-нибудь подумал, приятно ли нам убирать потом все эти жвачки, плевки и бутылки? Я не понимаю, где искать поддержку и защиту от их нападок? Нельзя отрицать: есть кондукторы, которые сами провоцируют конфликт, но ведь есть и другие. Люди должны относиться друг к другу и к нам по-человечески, а не как к отбросам общества. А я очень устала и ушла бы с работы, да пойти некуда”.

— Действительно, кондуктор сегодня никак не защищен, — комментирует заместитель директора по эксплуатации КПАТП © 7 Александр Оськин. — Как правило, на этой должности работают женщины, которые не могут противостоять распоясавшимся хулиганам. Плюнуть в лицо, обругать и спокойно выйти из автобуса — вот такое “культурное” поведение встречается у пассажиров. И что, по двадцать раз в день милицию вызывать? Совершенно не понимаю возмущения от того, что сдачу выдают мелочью. Это что, не деньги? Мы, конечно, проводим инструктаж, готовим кондукторов психологически, чтобы они не шли на конфликт. Пытаемся объяснить, что работаем в сфере обслуживания, что наш клиент — пассажир — всегда прав, что к нему нужно уметь найти подход. Но, как и в каждой профессии, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Заместитель директора отмечает, что он не защищает своих работников, так как часто и они бывают не правы. И пассажиры справедливо требуют, чтобы работники автобусных салонов элементарно разбирались в маршруте и разговаривали вежливо. Но, похоже, что без появления серьезных требований и нового подхода к этой профессии ситуация не изменится. Все усугубляется еще и хаосом, который зачастую происходит у частных перевозчиков. В мелких фирмах кондукторы работают без оформления, без гарантий оплаты и соблюдения режима труда, а значит, и без заинтересованности в результате своего дела. Так что подходить к проблеме следует комплексно, привлекая к ее решению самые различные ведомства.

— К сожалению, сегодня к кондукторам практически никакие требования не предъявляются. В профессию приходят люди с улицы, поэтому и сложилась такая непростая ситуация, — говорит директор профессионального лицея © 56 Олег Глебов. — Хотя мы в свое время разработали специальную программу обучения для работников общественного транспорта. И если поступит предложение, готовы заняться подготовкой и аттестацией персонала. Всему городу это пойдет только на пользу.

Между тем в Москве кондукторов уже практически полностью заменили электронная система проверки проездных билетов и автоинформаторы. С одной стороны, это удобно, с другой — посадка пассажиров, проходящих через турникеты, продолжается три-пять минут на каждой остановке. Объяснить приезжему человеку, где ему лучше выйти, тоже бывает некому. А вот грамотный, корректный и доброжелательный кондуктор, в чьи обязанности это входит, всегда будет лучше, чем любая суперсовременная механизированная система.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА