Новости

Вечно оставалась молодой…

Вечно оставалась молодой…

Людмила Гурченко стала настоящей кинозвездой раньше, чем это слово вошло в России в обиход. Поэтому смерть актрисы стала настоящим ударом для всей страны. Людмила Марковна умерла в среду от сердечного приступа. Похоронят её 4 апреля на Новодевичьем кладбище.

Она пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа

Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню «Пять минут», мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодёжи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 1960-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за «Карнавальной ночью» вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме «Гулящая», драмах «Балтийское небо», «Рабочий посёлок», военной драме «Роман и Франческа», фарсе «Женитьба Бальзаминова».

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налёта типичных черт советского руководителя, Гурченко с её более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь её приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973-м - «Цирк зажигает огни», на следующий год - в «Соломенной шляпке», в 1975-м - в «Небесных ласточках», а ещё через год - в картине «Мама».

Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова - «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съёмок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

__Помимо музыкальных комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы. Гурченко была ярка и неподражаема. Но всё это имело и другую сторону - со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Она пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа - хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали её роли - Рита в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» и официантка Вера Нефёдова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Эти работы были отмечены призами: «Золотой орёл» - «За лучшую женскую роль» - на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

А как бы в продолжение своей актёрской темы драматического постижения неоднозначного женского характера Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах «Двадцать дней без войны» и «Пять вечеров» .

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний «Мое взрослое детство» (1982).

Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали её невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» рассказывал: «…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости и оставаться молодой на экране и в жизни - это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съёмках нашего фильма «Вокзал для двоих» - я ей по гроб жизни буду благодарен! То есть я думал, всё иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!»

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и ей приходилось подходить к ролям более избирательно. В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая», поставленном режиссёром Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь её талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества «женщины средних лет» в «романтическом фарсе».

Несмотря на свой возраст, Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране, она по-прежнему оставалась любима миллионами простых зрителей и была уважаема ведущими мастерами отечественного кино. Её называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой. О её внешности ходили легенды. И в 60, и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет её молодости, видимо, заключался в её неуёмной энергии. Людмила Марковна всегда всё хотела получать по максимуму. И потому успела так много...

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА