Стадион

Команда Эконом-класса

Команда Эконом-класса

Команда Эконом-класса «СТАДИОН» продолжает рубрику «Дисквалификация», в которой поднимаются проблемы красноярского спорта. На этот раз речь пойдет о хоккейной команде «Локомотив-Энергия», которая, пожалуй, могла бы без труда одержать победу в номинации «Закрытие всех времен», если бы такой конкурс проводился: практически ежегодно женский коллектив, вооруженный клюшками, находится на грани прекращения своего существования.

На прошлой неделе «Локомотив» должен был провести последние домашние матчи сезона, однако челябинский «Факел» буквально за день до первой игры прислал уведомление, что у клуба на данный момент нет финансовых средств на поездку в Сибирь. К уведомлению прилагалась просьба о переносе встреч. Красноярцы от переноса отказались. Тогда пришла еще одна телеграмма, в которой сообщалось уже о том, что средства вроде бы обнаружились, однако на железнодорожном вокзале не оказалось билетов до города на Енисее: дескать, команда всем составом несколько часов провела в зале ожидания, но свободных мест на поезд так и не нашлось.

Начальник «Локомотива-Энергии» Юрий Колупаев и главный тренер Александр Лубягин подобным отговоркам, мягко говоря, не поверили. Говорят, что челябинцы каждый год выкидывают подобные номера. И, скорее всего, дело в том, что для назначенного выезда в Красноярск казахский наставник «Факела» просто не смог привлечь в состав хоккеисток из соседней республики. А одними доморощенными игроками на лед «Сокола» выходить, видимо, побоялся, ве дь в предыдущем туре воспитанницы Лубягина дважды нанесли поражения «Спартаку-Меркурию» из Екатеринбурга.

Правда, тренер «Локомотива-Энергии» при этом недоумевает:

- Неужели в Челябинске не видят, какой у нас тяжелый календарь? Мы провели 15 сложнейших игр, при этом девять из них - дома в течение последнего месяца. Такой жесткий график выкосил наш состав наполовину: сейчас на ходу только две пятерки, у остальных - два перелома, два мениска, двое в больнице с респираторными заболеваниями, а два вратаря в день предполагаемой игры с «Факелом» свалились с гриппом.

Тренер был готов

Несмотря на такие кадровые потери, девчонки приезда «Факела» ждали и - когда узнали об отказе - даже немного расстроились, так хотели борьбы. Александр Лубягин также считает, что команда смогла бы мобилизовать все свои силы так, как сделала это в предыдущих матчах. Тогда «на ура» в воротах отстояла Марина Юдина (кстати, она оказалась одной из тех, кого одолел грипп), а тренера особенно порадовала 15-летняя Диана Абдулина. Школьница из Нерюнгри весом не более 50 килограммов дала настоящий бой габаритным соперницам и пару раз даже полезла в драку. На тренировке, которая прошла вместо встречи с Челябинском, Александр Владимирович подвел промежуточные итоги сезона.

- В прошедших матчах вы выполнили свою задачу процентов на 90, за исключением последней игры с Екатеринбургом. На нее девчонкам просто не хватило сил. На самом деле, мы и СКИФ могли дома обыграть, который является действующим чемпионом. Сначала вели 2:0, за полторы минуты до конца третьего периода счет был 2:2. Могли побороться за одно очко, и, в общем-то, ничего не предвещало беды. Но вдруг у нас один игрок недисциплинированно нарушил правила и получил удаление. Опытный соперник, конечно же, реализовал большинство. От той игры осталась такая досада! Если бы меня раньше спросили, устроил бы меня счет 2:4 со СКИФом, я бы сказал, что устроил: проиграть сильнейшей команде в России в упорной борьбе не зазорно. После этой игры - уже нет. Нужно было выигрывать.

- Наверное, настроя на игры не прибавляется, когда постоянно ведутся разговоры о том, что «Локомотив-Энергию» могут закрыть?

- Конечно, это нервотрепка. У меня, допустим, мысли были не столько о том, чтобы обыграть «Торнадо», сколько - что будет после Нового года. Никак не мог перестроиться. Все-таки много лет занимаюсь этим делом, и вдруг через месяц-два команда может прекратить свое существование. Девчонки, считайте, останутся безработными. Причем некоторые приехали из других городов, поступили в университеты, техникумы, школы наконец. Во-первых, у них не будет жилья, которое мы им предоставляем. Во-вторых, они не смогут закончить учебу. В-третьих, у них средств к существованию не останется. Конечно, это тоже на них давит. Тем более это девчонки, которые живут эмоциями. Пока вроде все затихло, никто ничего не говорит, все молчат. Просто боюсь, что после Нового года нас могут поставить перед фактом - и все. Уже несколько раз так было. Если бы в свое время губернатор не вмешался, нас бы не было уже года три. Тогда дали денег на то, чтобы мы закрылись. А мы на эти деньги весь год прожили.

- Но ведь министр спорта вас вроде бы поддерживает?

- Да, Гуров поддерживает, говорит, что все будет нормально, чтобы мы не беспокоились. Он, кстати, был как раз на тех играх, которые мы выиграли. На третью не смог прийти - и мы проиграли.

- Не возникало желания закончить с этим делом раз и навсегда?

- Вот когда нам финансирование обрезали, я был готов на то, чтобы хлопнуть дверью и уйти. Как целой команде жить на два миллиона? Но девчонки на общем собрании сказали: нет, будем играть. И я не ушел, и они остались. Правда, тогда нам пришлось сократиться и пару ведущих игроков отдать в другие клубы. Несколько человек просто ушли от такой заработной платы. Нас сейчас спрашивают, почему у нас много иногородних игроков. Да потому что мы своих тогда разогнали! До смешного доходит: у нас детская школа находится в Нерюнгри. На домашние игры вызвать не получилось, потому что девочки в школе учатся, а в поездку двоих мы брали. Это ведь не от хорошей жизни, а потому что нам здесь заниматься невозможно: льда нет, ставки тренера нет, финансирования нет.

Клюшкой - за совместное обучение

Наталья Стус в Красноярск из Харькова перебралась в 1996 году. Сейчас капитан «Локомотива-Энергии» считает себя уже сибирячкой, и, несмотря на то что с того времени в чемпионате России осталось лишь пять команд, оптимизма не теряет. На вопрос, как хватает терпения под таким давлением выходить на лед и играть с полной отдачей, с заразительной улыбкой отвечает: «Мы же спортсмены!»

Зоя Полунина пока за тренировками подруг по команде наблюдает со стороны. В одном из последних матчей она получила серьезную травму - разрыв мениска. 17-летняя девушка с горечью говорит, что сезон потерян безвозвратно: о вызове в национальную сборную, который она недавно получила, и о чемпионате мира в составе молодежной команды страны можно забыть. Поэтому все планы Зоя строит на следующий год: она уверена, что сможет побороться за место в составе национальной сборной, которая отправится на зимние Олимпийские игры в Ванкувер.

На главных стартах четырехлетия побывали уже четыре хоккеистки «Локомотива-Энергии»: уроженки Красноярска Ольга Савенкова (2002) и Ия Гаврилова (2006), воспитанницы клуба Татьяна Бурина и Оксана Третьякова (2002, 2006). Юрий Колупаев, являясь вице-президентом краевой федерации хоккея, уверен, что уделять более пристальное внимание олимпийскому виду спорта в его женском исполнении, который, откровенно говоря, в России на данный момент не пользуется популярностью, просто необходимо.

- Сейчас разрабатывается программа по развитию хоккея в крае на ближайшие годы, - рассказал он, - в том числе и женского хоккея. В нее входит строительство нескольких закрытых ледовых катков с искусственным льдом почти в каждом районе Красноярска. Также предусмотрено появление подобных сооружений в Ачинске, Канске, Железногорске, Зеленогорске. В свете этой перспективы расформировывать команду мастеров просто недопустимо.

Пока же хоккеистки имеют всего полтора-два часа в день в единственном ледовом дворце на весь миллионный город, при этом «Сокол» того и гляди лопнет по швам от народа, переполняющего его с утра до ночи. О воспитании резерва в таких условиях, конечно, не может быть и речи. Эту проблему пытался решить еще Сергей Симкачев, будучи председателем краевого спорткомитета: он утвердил предложение о том, чтобы в спортивной школе по хоккею в группы мальчиков до 12 лет включали двух-четырех девочек.

- На самом деле в этом возрасте ведь разницы, кто играет в команде, мальчики или девочки, - продолжает Юрий Иванович. - Та же самая Ия Гаврилова начинала тренироваться с мальчишками, ее отец тогда приводил. Она даже в юношеской команде играла, прежде чем в «Локомотив» попасть. А сейчас учится в университете Миннесоты и выступает в студенческом чемпионате США, являясь там одной из лучших.

Вот только в массы это предложение так и не пошло. А жаль - тогда бы женский резерв у «Локомотива» находился под боком, а не в далекой Якутии. Еще один выход для Александра Лубягина и его воспитанниц - перебраться в Подгорный, где на ледовую подготовку у них было бы несравненно больше времени. Иначе угроза ликвидации так и будет висеть дамокловым мечом над женским хоккейным коллективом. А ведь это не дворовая команда, а команда мастеров - флагман олимпийского вида спорта в нашем крае. Вот только скоро он может совсем исчезнуть со спортивной карты Красноярска.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА