Новости

Александр Бушков: «Классик у нас, если подумать трезво, черкасов!»

Александр Бушков: «Классик у нас, если подумать трезво, черкасов!»

Издатель и беллетрист Александр Бушков непредсказуем. Сколько себя помню, в Красноярске было двое писателей российского масштаба - «серьёзный» прозаик Виктор Астафьев и «легковесный» (потому что очень многотиражный) Александр Бушков. «Герой крался по коридору, сжимая в руке рукоятку пистолета»… Примерно так.

- В России Александр Бушков известен как фантаст, мастер детективного жанра. Что может ожидать читателей завтра?

  • Завтра, завтра, завтра… Возможно, когда-нибудь будут и мемуары, но с полной уверенностью могу сказать, что не завтра. Понимаете, я же «безыдейный» (смеется)! В советские времена меня за это жутко ругали, мол, как так, Бушков не пытается донести какие-то идеалы, не пропагандирует советские ценности, у него все банально и просто, «преступник спрятался за углом, сжимая рукоятку ножа»! Ну и что? Мне нравится так писать! Именно поэтому Александр Бушков и остается - фантастом, мастером детективного жанра!

Писатель - это профессия, это работа, где выкладываешься ничуть не меньше, чем на заводе, в мастерской или ещё где-нибудь. Процесс должен быть непрерывным!

- А как начинался Ваш творческий путь? Издательский?

  • Да скучно начинался…Ничего особенного, рассказы, повести, всё как у всех. Вот с издательской деятельностью было немного интереснее.

Наше издательство начало существовать с 1988 года, на тот момент это был один из первых частных издательских домов. Проблем с властями у нас совершенно никаких не возникало. Работаем да работаем потихонечку. Мы же «безыдейные»! Печатаем себе детективы, фантастику, дамские романы, в политику совершенно не лезем. Зачем она нам? Чтобы нас потом ненавидели радикалы, демократы и прочие? Ой нет!

Помню, приносишь рукопись, её листают, строго так смотрят на тебя, а потом спрашивают: «Ничего антисоветского?» Отвечаешь: «Ничего!». «Точно?» - «Точно!». Ну, потом тебе уже и штампик ставят - «разрешено»! И вдруг где то за год до конца советской власти, цензура самоустранилась. Вышло такое указание - перестать работать, перестать ставить штампики! И тут посыпались советские издательства и Союзы писателей! Условия изменились, а привычка ходить за деньгами к окошечку осталась, условия диктуют - мол, иди заработай, а как же привычка? Как было в советские времена? Появляется какой-нибудь «талантик», государство оплачивает его забаву, а читатель покупать не хочет! Был такой справочник писателей СССР, в котором значилось порядка тысячи фамилий, и все эти люди жили на государственные денежки. Мы по молодости даже развлекались, пари держали - открываешь его, а там около сорока фамилий на двух страницах, и пари выигрывает тот, кто первый найдет хоть одну знакомую. Содержание было следующее: Элизабет Гульнар Ахты - туркменская поэтесса, или драматург - Оглы Гигиенишвили, и все они в советские времена жили за счёт государства!

После перестройки вся эта система рухнула, у героев соцтруда ещё остались какие-то привилегии, они все ещё что-то получали. А остальные…

У нас, собственно, тоже денег не было. Бумага на складах была, рукописи были, а денег... Но у нас их изначально не было, поэтому мы ничего и не потеряли во время перестройки, может быть, потому наше издательство и выстояло.

- А как ваши близкие отнеслись к тому, что Вы начали писать?

  • Скверно. Тогда обстановка была сложная, середина 60-х годов. Человек, вместо того чтобы делом заниматься, сидит и чего-то пишет. Какие у тебя шансы? Писатель, конечно, была солидная, очень уважаемая профессия, но только при наличии корочек.

- Если бы Александр Бушков не стал писателем и издателем, кем бы он стал?

  • Если бы у меня было хотя бы три курса института, то в советские времена я был бы капитаном милиции. Или сотрудником политотдела краевого УВД. Так бы дальше и шёл, по-маленечку обрастая звёздами. Но поскольку у меня была только средняя школа, по тем порядкам звание мне дать не могли, это сейчас - приходи хоть из ПТУ, и ты уже лейтенант. Как-то в моём присутствии один молоденький сотрудник милиции, составляя протокол допроса, написал следующую фразу: «Был обнаружен пистолет системы револьвер». Я как мог сдерживал смех, читая. Так вот, может таким «сыщиком» и был бы. Было бы зрение хорошее, отправился бы в военное училище, была такая мысль, но, увы, не взяли.

- Кого из писателей Вы могли бы отметить? И почему?

  • Конечно же, А. Бушкова и Успенского! Комментарии, думаю, не нужны (смеется).

А если серьезно… В первую очередь, естественно, Черкасова, по народной любви второго такого писателя у нас не было и на данный момент нет. Я поднял данные по книжной палате, уже в несоветские времена с 1991-го по 2001 годы его издавали миллионным тиражом и до сих пор издают. Черкасова печатают, его покупают, его читают! Печатники крали из типографии даже не книжки, а просто листы без обложки. За воротами они расходились с феноменальной скоростью! «Чёрный тополь» и так далее, без переплёта, просто на листочках, за пять рублей! По тем временам, поверьте мне, это были деньги!

У Анатолия Ивановича Чмыхало были отличные романы об освоении Сибири. Отметил бы поэта нашего Николая Еремина, я всегда думал, что он меньше известен, чем следовало бы… Хороший поэт, настоящий, как и Третьяков. Анатолий Щербаков, Михаил Величко. Были люди и при советской власти, которые их читали и до сих пор читают! Был у нас хороший фантаст Корабельников, но оказалось, что он всего-навсего развлекался по молодости, написал три книжки, в 30 лет писать перестал и вот уже много лет молчит. Лёня Кудрявцев - хороший наш фантаст, который, сейчас перебрался в Москву, известен сейчас на всю страну.

- А у Вас никогда не было мысли перебраться в столицу?

  • Ой, нет, а зачем? Этот большой, идиотский город с его пробками, с его размерами, с его, извините за выражение, москвичами. Нет-нет-нет! Мне не надо банкетов, фуршетов и тому подобного. Посмотрите на вид из моего окна! Лес, белый, чистый снег, благодать.…Этим всё сказано!

В своё время я объездил всю страну с так называемым Всесоюзным творческим объединением молодёжи, и на опыте смог убедиться, что тут мне гораздо лучше.

- Кто из начинающих российских писателей, на ваш взгляд, подаёт надежды? Или прозаик - «уходящая профессия»?

  • Нет, я так не считаю. А из начинающих писателей отмечать никого не буду. Точнее, не буду называть фамилии, просто из суеверия. Есть у нас «молодой писатель» моих лет, но возраст тут не имеет значения… Человек много лет проработал в уголовном розыске, в убойном отделе, изучал историю нашего уголовного розыска. Очень хорошо и интересно пишет. Знает массу интересной информации, умело её использует в своих текстах. Думаю, тут получится что-то хорошее.

- Как вам кажется, изменилось ли отношение российского читателя к литературе?

  • Знаете, всегда остается какая-то часть людей, которые читали, читают и будут читать. Другое дело, что при советской власти у них не было выбора: что издали, то и будут читать. Сейчас другое дело. Заходишь в магазин, хочешь - фантастика, хочешь - классика, хочешь - дамский роман, хочешь - детская литература, вообще всё что угодно… Одним словом, есть всё. Другое дело, конечно, стоимость хорошей литературы…

- К какому жанру, на ваш взгляд, тяготеет российская литература?

  • Я бы сказал, в какой-то степени к каждому понемногу, и к научной фантастике, и к фэнтези, и к детективу. Могу сказать, что умирает реалистическая литература, у неё было всего несколько способов описать действительность, и все они себя исчерпали. Ярким тому доказательством стал XX век.

- Вы относите себя к классикам?

  • Нет. Об этом никогда нельзя судить, пока человек жив, никогда стопроцентно не известно, кто будет классиком, а кто нет. Это железный закон: проходит сколько-то лет, двадцать, например, или пятьдесят, и вдруг оказывается, что писатель-то - классик! Была парочка поэтов, у которых при жизни популярность была, наверное, раз в двадцать больше, чем у жившего с ними бок о бок А. С. Пушкина. И где сейчас эти поэты? И кто их помнит? А кто помнит тех, у кого популярность была раз в двадцать больше, чем у Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова? Никто не помнит, но они были! А классик у нас, если подумать трезво, Черкасов! И никто другой - его читают, читали и будут читать. Классик всё-таки Шолохов, писатель, которого действительно знал весь мир. Время покажет…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА