Новости

Плагиату объявили войну на государственном уровне

Плагиату объявили войну на государственном уровне

Как отучить студента воровать

Интернет, конечно, благо для человечества. Какую только информацию сегодня там не найдёшь: помимо развлекательных вещей, в Сети море полезной информации, серьёзных научных работ… Что уж говорить о дипломных и курсовых работах. Они в наличии во Всемирной паутине по любому профилю и направлению. Воспользоваться плодами чужого умственного труда можно как за деньги, так и бесплатно. Чем массово и пользуются студенты российских вузов.

Причём в последнее проблема научного плагиата стала столь актуальной, что о ней заговорили на государственном уровне. В конце сентября председатель правительства России Дмитрий Медведев приказал создать систему по контролю плагиата в квалификационных студенческих работах и диссертациях. Этим должны заняться Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры. Михаилу Абызову, министру по связям с “Открытым правительством”, поручено представить предложения по разработке и внедрению информационной системы, обеспечивающей проверку дипломных работ выпускников вузов и диссертаций. Необходимо продумать и порядок публикаций этих работ в Интернете. Как говорится в официальном заявлении пресс-службы правительства, концепция должна быть разработана до 15 декабря 2012 года. Также в своём видеоблоге премьер воззвал к совести российских студентов и призвал их не заниматься плагиатом. По мнению Дмитрия Медведева, сегодняшняя ситуация в высшей школе ведёт к снижению интереса студентов к учёбе, уменьшению количества научных публикаций, а также негативно отражается на международных индексах научного цитирования. Как следствие — низкие рейтинги российских вузов в мировом образовательном пространстве.

“Мы по праву гордимся великими умами России, мы действительно очень изобретательный народ, но изобретательность эта бывает разной, и можно её использовать по-разному. Высокие технологии открыли блестящие возможности для дистанционного обучения, сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы”, — отметил глава правительства.

Вердикт премьера однозначный: тексты дипломных и научных работ должны быть общедоступны и иметь официальное авторство. Только в этом случае любой из преподавателей вуза может проверить на оригинальность работы своих подопечных. Причём система должна быть запрограммирована таким образом, чтобы провести проверку можно было без особых усилий, автоматически.

Со слов кандидата педагогических наук Геннадия Овчинникова, ректора Красноярского института непрерывного образования, директора местного филиала одного из коммерческих вузов Санкт-Петербурга, проблема плагиата в студенческих работах более чем актуальна:

— Ни для кого не секрет, что сегодня большинство студентов попросту сдувают свои работы из Интернета. Кроме того, повсюду размещены объявления об оказании платных услуг по написанию дипломных, курсовых, рефератов. Этим тоже пользуются учащиеся. Никакие объяснения о том, что обучение в высшем учебном заведении подразумевает самостоятельную деятельность и попытку собственных изысканий в той или иной области, не действуют. Как наши преподаватели проверяют тексты студентов на оригинальность? Тут, в первую очередь, помогает профессиональная интуиция, широкий кругозор, глубокое знание своего предмета (а значит, и литературы по специальности).

Как рассказала руководитель пресс-службы Сибирского федерального университета Ярослава Жигалова, у преподавателей их вуза свои способы борьбы с недобросовестностью студентов. Например, некоторые из них пользуются виртуальным проектом AntiPlagiat.ru. Этот интернет-сервис, который представляет собой специализированную поисковую систему, предлагает набор услуг по проверке текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников. Если подобная система будет создана на общегосударственном уровне, то, со слов Ярославы Жигаловой, СФУ окажет поддержку этому начинанию.

Надо сказать, что не только администрация и преподавательский состав красноярского вуза готовы активно бороться с плагиатом в дипломных и научных работах. Против интеллектуального воровства выступают и сами студенты Сибирского федерального университета.

— В нашем вузе разработан кодекс студентов, — рассказывает председатель совета обучающихся, пятикурсник Владимир Чивильдеев. — В него входит пункт, посвящённый борьбе с плагиатом в студенческих работах. Инициаторами появления этого раздела, как ни странно звучит, стали сами учащиеся. Но дело не только в морально-этическом аспекте. Воровать и выдавать чужие мысли за своё — однозначно плохо и непорядочно, это аксиома, и обсуждать её бессмысленно. Проблема заключается и в том, что сегодня многие студенты относятся к учёбе спустя рукава. (Как часть такого наплевательского отношения — сдирание курсовых и дипломов в Интернете.) Для некоторых главная цель — обретение корочки, диплома, а совсем не получение качественного образования. Сами пронимаете, какие специалисты получаются из подобных студентов. Так что битва с плагиатом — часть борьбы за настоящих профессионалов, которые должны выходить из стен вуза. Многие в силу возраста не понимают, что списывая, они вредят, в первую очередь, себе. Притягательность плагиата — в простоте процесса. Зачем думать, если можно списать? При этом они лишают себя возможности научиться самостоятельно мыслить, сравнивать и анализировать информацию, генерировать и оформлять собственные идеи.

Пётр КОНСТАНТИНОВ, депутат Красноярского городского Совета:

— Система контроля за нарушением авторских прав в образовательной и научной сфере необходима в России. И имеющиеся в нашей стране информационные и технологические ресурсы дают надежду, что эта работа будет проведена в короткие сроки. Я, как преподаватель вуза, постоянно сталкиваюсь с проблемой плагиата в работах своих студентов. В моей практике был случай, когда человек, у которого я был научным руководителем, принёс мне дипломную работу, состоящую из текстов двух авторов. Мне было неловко, что выпускник считал, что с этим можно выйти на защиту. Но ключевой момент высшего образования заключается именно в том, чтобы человек умел и мог выполнять самостоятельную работу. В этом заключается суть и смысл высшего образования.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА