Новости
К новаторству балетным шагом
Красноярский форум «Балет XXI век» был посвящён юбилею выдающегося хореографа Юрия Григоровича. Его судьбе, его творческим поискам и революционным переменам, которые он внёс в балетный танец. И как много о этом было сказано! Даже не словами его учеников и последователей, а танцем, новыми постановками и сценическими находками.
Юрия Григоровича не зря называют выдающимся российским и советским балетмейстером и артистом. Главный балетмейстер Большого театра, педагог, народный артист СССР, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола, Герой Советского Союза - каких только званий у него нет. Как говорят критики, он создал свою поэтику танца и покорил ею практически весь мир. Нынче балетная молодёжь смотрит на Юрия Николаевича как на живую легенду. Ему 85, но он блещет творческими идеями, поражает здравостью мысли и точностью памяти.
- Я не первый раз в Красноярском театре оперы и балета, - припомнил Юрий Григорович. - Когда в 2007 году ставил у вас «Спартака», увидел заполненный зал. Меня это очень удивило, во многих столичных театрах зал не заполняется, и я сразу понял, что Красноярск - это город, который любит искусство, любит балет.
Балетный форум - это прежде всего смотр-конкурс молодых талантов. Но не только. Нынешнее событие блистало двумя премьерами - «Каменным цветком», который поставил лично Григорович, и «Электрой» - произведением ученика великого мастера, художественного руководителя Красноярского государственного театра оперы и балета Сергея Боброва. Как пояснил худрук нашего театра, выбор произведений обоснован самим событием: «Каменный цветок» стал первым спектаклем, который Григорович поставил на большой сцене.
- А «Электра» мой первый балет, - сказал Сергей Бобров. - Но трудились мы над ним совместно с Юрием Николаевичем. Много лет назад, ещё на базе экспериментальной студии, когда я работал в Большом театре, мы создавали с Григоровичем спектакль. А сейчас я обратился к учителю с вопросом: могу ли сделать абсолютно новую сценографию и хореографию? Он ответил: «Замечательно, делай». Потому так у нас и получилось: автор либретто Юрий Григорович, хореограф Сергей Бобров, сценограф Тэодор Тэжик.
Задумке «Электры» не менее двадцати лет, но, как отмечают критики, получился спектакль не просто очень современным, но даже инновационным. Экспрессивная хореография на музыку Штрауса сочетается с оригинальной сценографией известного художника. На сцене два огромных полиэтиленовых куба, наполненных воздухом, в которых то блещет молния, то пляшет огонь, то происходят фантасмагорические пляски красок.
- Это наши рейденские банки, - пояснил сценограф Тэодор Тэжик. - В них происходят странные вещи. Например, когда горит огонь, действительно становится жарко, и немного подбираешь под себя ноги - настолько это реально.
Своё произведение художник называет борьбой с современными технологиями. Сцена буквально ощетинивается светящимися трубками, создаёт неудобную для человека атмосферу, какой, впрочем, и задумана вся балетная постановка.
- Это греческая трагедия - туча над тучей, - поясняет Тэодор. - Когда один властитель убивает другого, жди, что придёт следующий. Такова история.
Художник с середины лета готовился к премьере, которая состоялась во время форума «Балет XXI век», своими руками мастерил, собирал всю сценографию. Теперь вся сцена театра - это вариант швейцарских часов, которые нужно заводить.
- Как балет нужно репетировать, так и часы необходимо заводить, - поясняет художник. - И когда у тебя над головой постоянно, как тёмное облако, висит Рихард Штраус, понимаешь всю мощь Греции.
«Электра» - новая постановка, но она не обладает теми качествами, которые сегодня приписывают мастера современному балетному искусству.
- В современных постановках очень много бездуховности, - считает Сергей Бобров. - Смотришь на сцену и не понимаешь, для чего это. Веет холодом, пустотой. Считаю, что очень важно, сохраняя традиции эмоционального, драматургического, образного балета, совмещать его с совершенно новыми хореографическими и сценографическими элементами. Главное, чтобы это было художественно, мы всё-таки в театре.
Ещё известная балерина Майя Плисецкая в одной из своих книг писала: «Танцуют замечательно. Тела гнутся, как лозы из ивняка. Хоть корзины из них плети. Но всё чаще тревожит мысль - понимает ли артист, зачем он на сцене? Он или она - безразлично. Только лишь для того, чтобы поразить зрителя техническими трюками, запредельным шагом, числом туров? Но техникой сердца не растронешь, не возьмёшь за живое». Знатоки творчества Григоровича отмечают: умел Юрий Николаевич своими постановками брать зрителя за живое, да и сейчас продолжает «растрагивать» сердца зрителей передачей мыслей и чувств героев в танце. Его красноярская постановка «Каменного цветка» - яркий пример хореографических находок великого балетмейстера. Противопоставляя и сталкивая лбами добро и зло, Григорович направляет чувства зрителей в нужное русло - к неоднозначному и в чём-то даже трагичному характеру Хозяйки медной горы.
- В этом и состоит значение творчества Юрия Григоровича для всего российского балета, - считает редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. - Его творчество даже называют драмбалетом, он первым заявил о возможностях новых форм балетного спектакля, о возврате к танцевальности, то есть, сохраняя свойственную драмбалету повествовательность, излагал события средствами танца, не прибегая только к пантомиме. В его спектаклях впервые появились танцевальные ансамбли, призванные раскрывать внутреннее содержание действия и состояние души героев, которое не появлялось в прямых поступках. Это вопрос поэтики театра Григоровича.
О творчестве Юрия Николаевича говорят: он старался воплотить музыку в танце. Именно он породил понятие хореографической драматургии, которое пришло на смену простому пластическому движению. И, несмотря на то, что балет считают классическим, закостенелым видом искусства, постановки Григоровича в своё время считались новаторскими и даже в некотором смысле революционными. Такими же, какие сегодня создают его ученики уже в своих театрах, на собственных сценах.
- Хореография постоянно в движении, - считает заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов. - Появляется новый хореографический язык, новые взгляды, лексика балета, новая эстетика. Это искусство не закостенело. Такая классика, как Моцарт, Бах или Бетховен, сохраняются в первозданном виде, но и здесь появляются новые редакции и движения. И это приветствуется.
Сергей Усанов отметил, что Красноярский балетный форум уже породил собственную инновационную тенденцию. Мало того, что в смотре участвуют танцоры и хореографы до 24 лет, в этом году на суд жюри представили свои работы и вовсе молоденькие ребята. Среди хореографов своё творчество показали две красноярки - 14-летняя Юлия Окулова и 15-летняя Ольга Акинфеева. Эти девушки уже имеют за плечами багаж собственных постановок хореографических миниатюр, а Ольга Акинфеева в этом году стала дипломантом Международного конкурса современной хореографии «Айседора-2012», который также проходит в Красноярске.
- У них есть задатки, - сказал Сергей Усанов. - Но это ещё дети, которые не могут соревноваться со взрослыми. На форуме они сделали первые и очень хорошие шаги.
Да и сам Красноярский форум балетного искусства, как говорят столичные гости, в некотором роде уже новация. Ведь ни в одном городе России до сих пор не проводится подобных собраний хореографического искусства, а красноярский смотр-конкурс молодых талантов - один из крупнейших в стране.