Новости
Университеты - локомотивы истории
В России академические свободы просуществовали недолго
Сегодня, 25 января, в нашей стране отмечается День российского студенчества. Он есть в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России», в котором перечислены самые знаменательные события 1000-летней истории страны - от Крещения Руси до полёта Юрия Гагарина в космос: 17 дней воинской славы и 13 памятных дат. Закон был принят ещё в 1995 году, а День российского студенчества официально отмечается с 2005 года.
Указ президента Путина и Федеральный закон, в общем-то, никак не объясняют, почему именно День российского студенчества попал в этот список наряду с Днем Конституции или Днём памяти и скорби 22 июня. Ведь в перечне нет ни Дня знаний 1 сентября, ни множества других российских праздников. Кроме Дня студенчества там нет ни одного отраслевого праздника, которых у нас сотни (День мелиоратора, шахтёра, пограничника, строителя и т. п.).
Между тем Татьянин день находится в списке самых крупных исторических событий России по полному праву. Это день рождения отечественной высшей школы, и правильнее его называть Университетским днём, как он когда-то и назывался. В 1855 году в день святой мученицы Татианы Римской и в день именин своей матери Татьяны Родионовны, граф И. И. Шувалов подписал у императрицы Елизаветы Петровны указ о создании Московского университета. С тех пор святая Татиана стала считаться покровительницей студентов и преподавателей, а Татьянин день стал праздником сначала Московского университета, а потом и всех вузов России. Он был праздником до 1917 года (любопытно, что это был единственный день в году, когда студентам разрешалось появляться на улицах пьяными), неофициально возродился в конце советской эпохи и получил государственный статус восемь лет назад.
Современная цивилизация самым непосредственным образом связана с университетами. И не только потому, что «цивилизация» часто используется как синоним слову «культура», что там появились современные литература, наука, медицина. Именно в университетах зарождались основы современного права, общественного и политического устройства, формировались демократические ценности. Там были автономия, самоуправление, выборность, преодоление сословности, свобода слова и суждений, там появились независимая печать и независимый суд, там зародились лозунги свободы, равенства и братства.
Именно опережающее развитие высшей школы было главной предпосылкой всех исторических достижений Европы. История университетов в значительной степени опровергает тезис Маркса о том, что миром правят не идеи, а экономические законы. В средние века по всем основным социально-экономическим показателям страны Востока, в первую очередь Индия и Китай, значительно пережали Европу. Но университеты дали возможность Европе вырваться далеко вперёд.
Первые университеты начали появляться в Западной Европе на рубеже XI-XII веков. Многие из этих вузов средневековья существуют и сейчас, претендуя на звания древнейших, - Болонский университет (1088 год основания), Оксфордский, Кембриджский (1209), Лиссабонский (1298), Мадридский (1293), Римский (1303), Карлов университет в Праге (1348) и ещё несколько десятков менее престижных в настоящее время. В отличие от отношений господства и подчинения, университетские корпорации формировались на горизонтальных связях. Университетское образование строилось на принципах общедоступности. Учиться и преподавать там могли выходцы из любой среды. Основавший в XIII веке знаменитую коллегию духовник Людовика IX Святого Робер де Сорбонн был сыном простых крестьян, а крупнейший учёный эпохи Возрождения Эразм Роттердамский вообще был незаконнорожденным.
Университеты были самыми авторитетными институтами Средневековья, они снимали с престола римских пап, выступали арбитрами в спорах королей. Конечно, не вся история университетов была яркой и благородной. Университеты часто были рассадниками пьянства, цинизма и разврата. Во время Столетней войны Парижский университет поддержал английскую оккупацию и судилище над Жанной д'Арк. В XV-XVII веках университеты активно участвовали в охоте на ведьм. И тем не менее именно университеты являются родиной науки, прогресса и свободы.
Российская высшая школа родилась значительно позднее европейской и даже американской (университеты в Латинской Америке появились в XVI веке: Санто-Доминго - 1538 год, Мехико - 1551-й, Лима - 1551-й и т. п., в Северной Америке чуть позже: Гарвардский колледж - 1636 год, Квебекский - 1635-й, Йельский - 1701-й и т. п.). Российские вузы появились на несколько десятилетий раньше азиатских - в Японии, Индии, на Ближнем Востоке это вторая половина XIX века. И развивалось российское высшее образование не столь динамично, как зарубежное. Ещё в 1890 году по количеству студентов на 10 000 человек Россия отставала от Японии в четыре раза, Германии - в шесть раз, США - в десять раз. Но именно образование стало основой взлёта русской культуры и русской науки в XIX-XX веках.
Предыстория высшего образования в России берёт свое начало с открытия в 1682 г. в Москве Заиконоспасской школы, на основе которой потом была создана Славяно-греко-латинская академия (правда, ещё раньше была создана Киевская академия, но в то время Киев не был в составе России). Пётр I создал математическую школу, преобразовав её потом в морскую академию. Обе академии (морская и славяно-греко-латинская) готовили преподавателей для низших школ, но, вообще говоря, вузами не являлись. Задумав создание Академии наук, Пётр основал при Академии первый университет и гимназию. Но учиться в университете было некому - просто не было ни одного подготовленного студента. Поэтому выписали из Германии не только 17 профессоров, но и восемь студентов. Упор был сделан на подготовку будущих студентов в гимназии - туда вербовали детей солдат и даже крепостных, платили большую стипендию, обеспечивали общежитием. Но опыт оказался неудачным, университета не получилось.
В 1755 году Иван Иванович Шувалов основал Московский университет и две гимназии при нём (а ещё через три года такие же две гимназии в Казани). И хотя Татьянин день считается днём рождения российской высшей школы, на самом деле её не было ещё несколько десятилетий. В университете и через 20 лет после его основания учились на латинском языке лишь несколько студентов иностранного происхождения. Несмотря на все поощрения гимназистов - при поступлении в университет они получали дворянское достоинство, а по выходу обер-офицерский чин, им платили большую казённую стипендию, - лишь единицы доучивались в гимназиях до конца и становились студентами.
Главной причиной такого положения дел было отсутствие единой системы образования в России. Её начал создавать Александр I - от одноклассных приходских школ при церквах до университетов. Предполагалась преемственность в программах: низшие школы - уездные училища - губернские гимназии - университеты. Вся страна была разделена на пять учебных округов, во главе которых стояли попечители и университеты (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский). Был создан Петербургский педагогический институт, два специальных вуза - Московское коммерческое училище и Институт путей сообщения, а также два элитных лицея с университетской гуманитарной программой для детей дворян (Царскосельский и Демидовский). Университетский устав 1804 года провозглашал автономию университетской жизни, выборность ректора и профессуры, невмешательство государственной администрации, университетский суд.
Весь XIX век шла борьба за академические свободы. Николай I и АлександрIII пытались их отобрать, Александр II - расширить. Невероятный подъём, расцвет российской высшей школы начался после смерти Николая I. Университетский устав 1863 года давал относительно полную учебную и административную автономию. Ни полиция, ни войска, ни гражданская администрация не имели права появляться на территории университетов. Этот принцип университетской экстерриториальности и сейчас существует во многих странах мира. И никто его не собирается отменять не только в благополучных Англии или Швеции, но и в Греции и Чили, где студенты-анархисты после уличных беспорядков укрываются на территории университетов и никакая полиция их не может там достать.
В России академические свободы просуществовали недолго. При царизме университеты, которые в основном и представляли науку и культуру страны, вызывали недоверие у правящей бюрократии. По этой причине долгое время крамолой и даже государственным преступлением считалась сама идея создания Сибирского университета. Тем не менее старые русские университеты - Московский, Харьковский, Казанский, Петербургский - не уступали по своему уровню европейским. Зарплата профессора в начале ХХ века была в 30 раз выше зарплаты мастерового.
В советскую эпоху высшая школа пережила несколько этапов - от упадка в 20-е годы (количество вузов выросло в пять раз, а значительная часть старой профессуры покинула страну) до невероятного взлёта в 40-50-е годы. Деградировать высшее образование начало в позднесоциалистическую эпоху. Этот процесс резко усилился после развала СССР. Страна потеряла одно из реальных преимуществ, которое у нас было. Потеряли и качество, и социальные достижения. Конституция гарантирует бесплатное образование, пусть и на конкурсной основе, но 54 процента студентов обучаются в негосударственных (то есть платных) вузах, и половина студентов государственных вузов - «платники». А в государственных университетах Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Франции, Чехии и многих других стран (а государственные вузы там составляют 90 процентов) обучение бесплатное. Некоторые страны, как Италия, даже иностранцам стипендии платят. И высшее образование бесплатно не только в Европе, но и, например, в Египте или Корее, в которой 97 процентов выпускников школ обучаются в университетах.
В 1946-м послевоенном году зарплата преподавателей вузов была самой высокой в стране, аспирант получал стипендию выше средней зарплаты по стране. Сейчас у сержанта полиции доходы больше, чем у профессора университета. Самое что ни на есть необходимое условие для модернизации страны. Недавно принятый закон «Об образовании», видимо, окончательно добьет российскую высшую школу. В 1940 году расходы на образование в СССР составляли 5,5 процента ВВП, сейчас меньше одного процента, к 2015 заложено 0,7 процента. Университеты, которые лишены последних остатков академических свобод, вероятно, уже никогда не будут локомотивами истории в нашей стране.
Последний живой лауреат Нобелевской премии по науке, живущий в России, Жорес Алфёров назвал свою недавнюю книжку весьма показательно - «Власть без мозгов. Отделение науки от государства». Но всё же хочется верить, особенно в Татьянин день, что российская высшая школа сможет возродиться.