Новости

Город с характером: Вокзалы Красноярска

Город с характером: Вокзалы Красноярска

В Красноярск отовсюду съезжаются и прибывают пассажиры: на междугородных автобусах, поездах и самолётах. И первое, что они видят, это здания вокзалов и аэропортов - парадные ворота нашего города. Над проектами некоторых из этих важнейших инфраструктурных узлов в своё время трудились прославленные архитекторы. У каждого из них своя история, свои особенности, своя судьба... Какие красноярские транспортные узлы великолепны не только снаружи, но и внутри, какие просто удобны и исключительно утилитарны, мы расскажем в сегодняшнем выпуске «Города с характером».

Речной вокзал

Монументальное здание на берегу Енисея довольно долго было символом Красноярска. Строительство речного вокзала было завершено в 1952 году, и его архитектурные достоинства вскоре были оценены на международном уровне. На выставке в Брюсселе в 1958 году макет речного вокзала получил серебряную медаль. Автор проекта - Александр Голубев, который в Красноярске, видимо, прошёл последний тест перед ответственным заданием. Советское правительство ещё до сдачи здания в эксплуатацию, в 1951 году, мобилизовало Голубева на сверхсрочную военную службу для того, чтобы он возглавил строительство целого города - Ангарска.

Речной вокзал вошёл в структуру Красноярского речного порта, созданного для освоения северных территорий. Вся деятельность и развитие Енисейского речного пароходства тогда были связаны со строительством Норильского горно-металлургического комбината, который и выступил заказчиком речного вокзала.

До конца советской эпохи речной вокзал Красноярска олицетворял собой «золотой век» Страны Советов. Величественное здание напоминало о существовании на далёком севере промышленного гиганта, отсюда отправлялись пароходы с туристами, желающими посмотреть на дикие красоты в нижнем течении Енисея. Отсюда же можно было отправиться на быстроходной современной «Ракете» в Дивногорск. Но времена эти прошли.

Речной вокзал в 90-е годы прошлого века был приватизирован, однако компания-владелец со временем обанкротилась, и владельцы были вынуждены передать эту недвижимость кредиторам. Какое-то время покупатель не находился, ведь вместе с правом собственности новый владелец получал обязательства, связанные со статусом речного вокзала, - как-никак объект культурного наследия, что исключало какую-либо значительную реконструкцию. Общественностью предлагалось организовать в этих стенах то музей, то развлекательный центр для детей.

Последний раз речной вокзал появлялся на лентах новостей в октябре 2011 года. Тогда стало известно, что здание было куплено за 133 миллиона рублей фирмой, занимающейся оценкой недвижимости. Площади бывшего речвокзала стали постепенно сдаваться в аренду.

Железнодорожный вокзал

В современном виде железнодорожный вокзал Красноярска появился в 2004 году. На его строительство и оснащение было потрачено около полутора миллиардов рублей. На эти деньги также был реконструирован подземный пешеходный тоннель, по которому пассажиры переходят из здания вокзала на островные платформы. Хватило средств и на благоустройство привокзальной площади, в центре которой появилась 16-метровая колонна с геральдическим символом Красноярска на вершине - лев, вооружённый лопатой и серпом. Обновили и железнодорожные пути - деревянные шпалы были заменены на бетонные.

Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных по эту сторону Уральского хребта. Вокзал оборудован современными терминалами «Экспресс-3», которые позволяют продавать билеты не только на формирующиеся в Красноярске составы, но и на транзитные пассажирские поезда, что раньше было невозможно. Вокзал имеет современный сервис-центр, где можно приобрести билеты по предварительным заявкам, на групповые и международные перевозки, купить авиабилеты, билеты на междугородные автобусы, обменять валюту, воспользоваться услугами интернет-кафе.

На станции Красноярск останавливаются все без исключения поезда дальнего следования, следующие на запад или восток. Здесь же проходит смена локомотивов проходящих поездов. Кроме них со станции отправляются местные поезда в Лесосибирск, в Абакан (через Уяр и через Ачинск), в Карабулу.

Нюанс:

Помимо станции Красноярск в городе действуют ещё три вокзала с остановками поездов дальнего следования: Енисей, Злобино и Базаиха.

Экскурс:

Первое здание вокзала железнодорожной станции Красноярск было построено по проекту архитектора Николая Соловьёва в 1896 году. В сентябре 1961 года оно было перестроено.

Сравнительные характеристики нового и старого зданий железнодорожного вокзала станции Красноярск:

Показатели

1961 год

2004 год

Площадь (тыс. кв. м.)

7

13

Количество билетных касс

10

16

Вместимость залов ожидания (тыс. чел.)

1,7

2,3

Международный аэропорт Емельяново

По мнению экспертов, аэропорт Емельяново имеет довольно выгодное географическое положение, а потому является стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией.

Сегодня через аэропорт Емельяново осуществляют регулярные пассажирские и грузовые перевозки более сорока российских и зарубежных авиакомпаний, в том числе: «Аэрофлот», ГТК «Россия», «Трансаэро», «Nordstar», «Владивосток Авиа», «ЮТэйр», «S7», «Глобус», НАК «Узбекистон Хаво Йуллари», «Somon Air», «AirBridgeCargo». Одна из крупнейших грузовых авиакомпаний мира - «Lufthansa Cargo» - имеет в Емельяново базу, которая по своей величине и объёмам обслуживания уступает только другой базе авиакомпании во Франкфурте.

В октябре 2012 года аэропорт Емельяново был сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полётов (EASA). Состояние взлётно-посадочной полосы, техническое оснащение и существующая технология обслуживания воздушных судов позволяет красноярскому аэропорту принимать более 50 типов пассажирских и грузовых воздушных судов, таких как Боинг-767, Боинг-747, А-330, MD-11, Ан-124-100.

По информации Красноярскстата, пассажиропоток аэропорта, по итогам 2012 года, составляет до 1,4 миллиона пассажиров.

Историческая справка:

1970 год - в 27 километрах от Красноярска началось строительство аэропорта Емельяново.

1980 год - аэропорт был введён в эксплуатацию.

2005 год - для обслуживания пассажиров трансфертных и международных рейсов в аэропорту был открыт терминал № 2.

2006 год - завершились работы по замене покрытия взлётно-посадочной полосы на асфальтобетон с армированной полимерной сеткой.

2008 год - открытие на территории аэропорта современного терминала прилёта с пропускной способностью 750 человек в час. Произведена реконструкция светосигнального оборудования и установлена система огней высокой интенсивности.

2011 год немецкая компания «Hochtief Airport» приступила к проектированию нового пассажирского терминала аэропорта Емельяново.

2012 год: на IX Красноярском экономическом форуме аэропорт представил макет будущего нового пассажирского терминала, отвечающего всем мировым стандартам.

Кстати:

В 2011 году, во время празднования Дня города, в Емельяново несколько дней базировался стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Красноярск».

Аэропорт Черемшанка

Аэропорт Черемшанка расположен в непосредственной близости (в четырёх километрах северо-восточнее) от аэропорта Емельяново. В декабре 2011 года аэровокзал в Черемшанке был уничтожен пожаром. Тогда все пассажирские рейсы общей мощностью 250 человек в сутки пришлось перевести в Емельяново. Но сегодня аэропорт функционирует в прежнем режиме. Для обслуживания пассажиров восстановлено служебное пассажирское здание с предоставлением полного перечня необходимых услуг, таких как комната матери и ребёнка, медпункт, экспресс-кафе, камера хранения.

Аэропорт Черемшанка спроектирован как региональный аэропорт красноярским институтом «Сибаэропроект». Введён в эксплуатацию в 1988 году, с 2004 года входит в ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка». Аэродром способен принимать самолёты массой до 57 тонн и вертолёты всех типов.

География полётов, осуществляемых через аэропорт Черемшанка очень обширна и не ограничивается территорией Красноярского края. На сегодняшний день отсюда летают самолёты по следующим направлениям: Байкит, Диксон, Омск, Иркутск, Усть-Кут, Нижневартовск, Ижевск, Киренск, Томск, Уфа, Ханты-Мансийск, Сургут.

Автовокзалы

В Красноярске есть два действующих автовокзала - автовокзал «Восточный» и Междугородный автовокзал.

С Междугородного автовокзала можно отправиться в разные города и сёла Красноярского края, Кемеровской области, Республики Хакасии, Тывы, Томской области и другие. При этом билеты на автобусы сегодня можно купить через Интернет. Здание автовокзала расположено в жилом массиве Взлётка на улице Аэровокзальной. Построено оно в 30-х годах XX века. До 1980 года здесь был аэропорт.

Автовокзал «Восточный» расположен на правом берегу по адресу: улица Глинки, 51г. На это место он был перенесён в 2004 году от КрасТЭЦ. С «Восточного» отправляются автобусы не только пригородного сообщения (Берёзовка, Сосновоборск и другие), но и международного (Таджикистан, Узбекистан).

Нюанс:

Размещение автовокзала в густонаселённом микрорайоне Взлётка всегда рассматривалось как временная мера. Недовольство соседством с шумным и небезопасным объектом всё чаще становится темой обращений горожан к властям и в СМИ.

На каком виде транспорта больше пассажиров, %:

Автомобильный, в т. ч. общественный - 96,08 %

Железнодорожный - 3,7 %

Воздушный - 0,2 %

Водный - 0,02%

По информации Красноярскстата


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА