Новости
Сколько контрольных можно проводить в один день?
После физкультуры - домой
«Моя дочь учится в школе, где старшеклассники занимаются по индивидуальным учебным планам. Она учится с первой смены, но иногда у неё уроки заканчиваются в пятом часу и она не успевает на подготовительные курсы в вуз, которые начинаются в четыре часа. Также у них между занятиями бывают «окна» - перерывы в урок - между занятиями. Мне бы хотелось знать, допустимо ли это, и какое максимальное количество уроков может быть у школьника в один день? Можно ли проводить в один день сразу несколько контрольных работ? Насколько я знаю, существуют санитарные нормы и правила, которые регламентирует режим образовательного процесса в школе. Учитывается ли они при составлении расписания уроков? Татьяна Владимировна».
Когда-то все российские дети учились по единой образовательной программе. На математику в определённом классе приходилось столько-то часов, на физику - столько, на русский язык - столько… Всё было просто и ясно. Сегодня же в одной школе дети из одной параллели могут обучаться по разным программам. Всё это во многом усложняет работу специалистов, которые занимаются составлением одного из главных документов школы - расписания уроков. Тем не менее в любом учебном учреждении режим образовательного процесса строится на основе узаконенных норм и правил, заверили нас в городском управлении образования.
- Нагрузка в течение учебной недели должна быть равномерно распределена, - поясняет Светлана Попова, заместитель начальника отдела общего и дополнительного образования главного управления образования Красноярска. - Все старшие классы работают по шестидневной рабочей неделе. С 8-го по 11-й класс определена максимально допустимая недельная нагрузка: в 8-м и 9-м классах она составляет 36 академических часов, в 10-м и 11-м классах - 37 часов. В 10-11-х классах в основном идёт профильное обучение, но оно не должно приводить к увеличению образовательной нагрузки. Максимальное количество уроков в день для 7-11-х классов - семь уроков. Если уроки начинаются с 8 часов, то они должны заканчиваться с учётом перемен примерно в 14.30. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных предметов и отдельно для факультативных занятий. Факультативы, как правило, ставят на тот день, когда меньше уроков. Между основными предметами и дополнительными занятиями СанПиНами рекомендуется делать перерыв около часа, чтобы убрать кабинеты и дать возможность отдохнуть детям.
Линейное расписание, когда в школе реализуется обучение по индивидуальным учебным планам, составлять довольно трудно. Во-первых, красноярские школы сегодня по большей части переполнены. Порой бывает и так, что учитель-предметник сильно загружен, ведёт уроки один за другим, и факультативное занятие или урок по индивидуальному плану можно поставить только в определённый день и час. Именно поэтому возникают так называемые «окна». Но, как отметила Светлана Викторовна, они могут быть использованы для самостоятельной работы учащихся в ресурсных или библиотечных центрах. Между основными уроками, если нет какой-то нестандартной ситуации (например, заболел учитель), больших перерывов быть не должно.
- Что касается контрольных работ, - говорит Светлана Попова, - то больше одной контрольной в день быть не должно. Причём её рекомендуется проводить на вторых - четвёртых уроках, так как пик умственной активности школьника приходится на 10-12 часов утра. Именно поэтому и самые трудные предметы должны идти вторым, третьим и четвёртым уроками.
Также следует чередовать различные по сложности предметы, в течение как дня, так и всей недели. Основная учебная нагрузка должна приходиться на середину недели. Суммарный уровень нагрузки распределяют таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась на вторник-среду, а в понедельник и пятницу она была минимальной.
Для обучающихся третьей ступени предметы естественного и точного профиля необходимо перемежать с гуманитарными. Занятия физической культуры лучше всего ставить в числе последних. После физкультуры не проводятся занятия с письменными заданиями и контрольными работами.
Но, как показывает жизнь, идеальных расписаний, которые бы учитывали интересы как школьников, так и учителей, не бывает. Особенно в таких больших мегаполисах, как Красноярск, где многие общеобразовательные учреждения работают в две смены. Поэтому, советуют в главном управлении образовании, если возникла проблема (например, ваш ребёнок не успевает на занятия по музыке или в спортивную секцию, на подготовительные курсы), обсудить эту проблему с заведующим по учебной части школы индивидуально, чтобы сообща найти выход из ситуации. Возможно, ученик станет посещать занятия с другим классом или брать задание на дом.
Нюанс
С конца 70-х годов ХХ века для равномерного распределения нагрузки в течение недели используется система ранговых оценок, в основе которой лежат разработки русского учёного Сивкова. Смысл системы в том, что каждому из учебных предметов присвоено определённое количество баллов (ранг). Чем предмет сложнее, чем больше напряжения, внимания, памяти он требует - тем выше ранг. Согласно этой системе, самый высокий ранг сложности имеют математика и русский язык. Минимальная нагрузка у уроков изобразительного искусства и музыки.
Недельная нагрузка для школьников
1-е классы - не более 4 уроков, и 1 раз в неделю не более 5 уроков за счёт урока физкультуры
2-4-й классы - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физкультуры при 6-дневной учебной неделе
5-6-й классы - не более 6 уроков
7-11-й классы - не более 7 уроков