Стадион
Приручить мяч
Вспоминаем основные вехи в истории красноярского гандбола.
Гандбол в России ассоциируется со злостью Евгения Трефилова, геройством Константина Игропуло, а недавно к ним добавилось переименование “Спартака” в ЦСКА. Больше ручной мяч ничем не выделяется — даже на российском телевидении ему уделяют слишком мало внимания. Красноярск, увы, не выбивается из тренда и не имеет даже заштатной профессиональной команды. Но были времена, когда в нашем городе росли олимпийские чемпионы и сильнейшие игроки мира.
Подумать о подготовке
Красноярский гандбол родился в 1958 году, когда ещё не было профильной федерации всесоюзного уровня, а игра велась по футбольным правилам. Его основателем принято считать преподавателя пединститута Валентина Телятникова, который буквально фанател от ручного мяча. Собрав своих студенток в одну команду, Валентин Иванович назвал её “Буревестником” и поставил задачу — выйти на всесоюзную арену и занять лидирующие позиции. Тогда гандбол ещё не был так развит, поэтому тренерские амбиции выглядели вполне адекватными.
В 1962 году “Буревестник” поехал на Всероссийскую летнюю универсиаду в Ставрополь и неожиданно для многих выиграл бронзу — тот успех считается первым в истории красноярского гандбола. Выезд в Тбилиси на Всесоюзные студенческие игры закончился лишь на пятом месте, но начало было положено. Спустя год “Буревестник” заявился на отбор к первенству СССР в классе “А” и с ходу занял второе место, став, по сути, коллективом мастеров.
“Иметь команду класса “А” приятно и почётно, но она до сих пор не имеет постоянной базы для тренировок, — писал в 1963 году “Красноярский комсомолец”. — Из Риги, где проходили зональные соревнования, девушки вернулись уже 10 дней назад, а к тренировкам ещё не приступили. Нужно подумать и о подготовке игроков для команды. Ведь ясно, что без резерва команда не может существовать и в классе “А” долго не продержится”.
Позже у “Буревестника” была победа на Всероссийской универсиаде, ряд титулов поменьше, но в 1967 году команду настиг кризис — сказалось слишком сильное омоложение. О серьёзном уровне снова при- шлось позабыть, и для исправления ситуации гандболисток передали в ведение института цветных металлов. Так “Буревестник” стал “Цветметом”.
Новая жизнь старой команды была более успешной. “Цветмет” вернул былые позиции на уровне РСФСР и группы “А”, а в 1976 году дебютировал в Высшей лиге чемпионата СССР. Тогда игру команды определяла Любовь Бережная, которая позже стала двукратной олимпийской чемпионкой. Но счастье было недолгим: проведя в элите два сезона, “Цветмет” вылетел в группу “А”, а все его лидеры ушли в более успешные клубы. Последним успехом команды стала победа на зональном этапе Спартакиады народов СССР в 1982 году — спустя некоторое время легендарный коллектив сменил имя на “Металлург”, а затем ушёл в небытие.
Слава для Атавина
Мужской гандбол в советские годы был не так развит, как женский. Да, в том же институте цветных металлов был “Цветмет”, но он даже близко не подобрался к успехам девчонок. Успех красноярского ручного мяча заключается в его воспитанниках, которые позже прославили свой город на весь мир.
Подъём гандбола связан с именем Анатолия Басалгина — уроженца Пермской области и воспитанника челябинского спорта, который в 1973 году переехал в Красноярск. Начав работу со сборной края, позже Анатолий Вениаминович разработал свою систему поиска и отбора талантливых ребятишек. Кроме того, в Красноярске работал центр по подготовке резерва, а студенты буквально обожали ручной мяч — в общем, все условия для работы были. На таких просмотрах Басалгин и его помощник Николай Титов заметили молодых Славу Атавина и Диму Карлова.
Правда, перспектив у местной молодёжи, несмотря на её таланты, не было. Понимая этот печальный факт, Басалгин и Титов налаживали связи с профессиональными командами из западных регионов. Так Карлов попал в Краснодар, а Атавин — в Горький.
Позже 21-летний Вячеслав Атавин стал олимпийским чемпионом Сеула-1988, будучи самым молодым игроком в советской команде. В 1993 году оба красноярца привели Россию к победе на чемпионате мира, а в 1997-м Вячеслав выиграл этот турнир во второй раз. Увы, “лихие девяностые” слишком сильно ударили по российскому гандболу — из-за этого Атавин уехал за рубеж, играл в Испании, Германии и Греции, а после окончания карьеры обосновался в Барселоне, где живёт по сей день. Карлов остался в России, став легендой краснодарского “СКИФа”.
Возрождение с успехом
В постсоветское время красноярский гандбол, прямо скажем, умер — до него никому не было дела. Ситуация начала меняться только в 2007 году, когда мастер спорта и дворовой инструктор Олег Салимов собрал ветеранов и предложил им возродить ручной мяч.
“Мы обошли порядка двадцати красноярских школ, побеседовали с учителями физкультуры и объяснили, чего именно хотим, — рассказал Олег Назипович журналисту “Городских новостей” Александру Николаеву в 2014 году. — От преподавателей требовалось раз в неделю приводить детей в арендованный нами спортзал. Многие тогда откликнулись. На первой встрече ветераны устроили школьникам показательную игру, через неделю дети уже сами попробовали мяч в деле, а спустя два месяца мы провели первенство города. Потом отобрали двадцать наиболее перспективных ребят и начали с ними заниматься более серьёзно”.
К делу активно подключился Анатолий Басалгин, который хотел воспитывать новых Атавиных и Карловых. Олег Салимов взял на себя административные функции, став инициатором создания городской федерации. Также у активистов была задача открыть отделение ручного мяча в спортивной школе, и после успешных переговоров юные гандболисты стали заниматься в “Красном Яре”.
Со временем секция переехала на улицу Джамбульскую под покровительство спортшколы “Юность”, где работает уже несколько лет. Ребята из первого набора вовсю штурмуют профессиональные турниры — например, Сергей Болотин стал двукратным чемпионом России в составе “Чеховских медведей”, а Евгений Трушин полюбился болельщикам “Таганрога-ЮФУ”. Анатолий Басалгин продолжает работать со сборной края, параллельно отвечая за заливку льда на стадионе “Енисей”. И пока красноярский гандбол, скорее, жив, пусть и без своей команды мастеров.