Проспект культуры
“Camera” означает “комната”
Камерность стала новой категорией музыкальной эстетики.
"Я люблю ходить на концерты классической музыки. Но не очень разбираюсь в направлениях и жанрах. Например, не совсем понимаю, чем камерный оркестр отличается от симфонического, а камерная музыка — от других классических произведений. Хотелось бы расширить свой музыкальный кругозор, чтобы лучше понимать музыку." Татьяна Петровна
— Обычно под камерной музыкой понимают определённый музыкальный жанр в отличие от других — оперного, симфонического, хорового. Но сегодня камерность проникла во все жанры — существует камерный оркестр, камерная симфония, камерный хор, даже камерная опера! Кроме того, камерность стала новой категорией музыкальной эстетики.
Когда в Италии XVI века появилось выражение “камерная музыка”, ещё не было концертных залов и профессиональная музыка звучала либо в церквях, либо в комнатах богатых домов (в переводе на русский “camera” означает “комната”). “Музыка светская и дворцовая в отличие от церковной” — таков архаический, забытый ныне смысл этого выражения. Основными жанрами как церковной, так и камерной музыки были трио-соната, сольная соната с басом и кончерто гроссо. Но церковной музыке был присущ величавый, возвышенный, религиозный характер, во второй преобладало танцевальное начало. Церковная музыка исполнялась в сопровождении органа, камерная — в сопровождении светского инструмента клавесина.
В XVIII веке дворец и церковь утрачивают своё значение центров музыкальной жизни. Появляются концертные залы. Массовый характер приобретает и любительское музицирование. Подразделение музыки на церковную и светскую становится условным, а выражение “камерная музыка” наполняется новым содержанием, обозначая произведения, предназначенные для небольших помещений и небольшого числа исполнителей.
Впрочем, искать специфику в чисто количественных признаках — числе исполнителей, размерах аудитории, масштабности содержания и формы произведения — было бы неверно. В чём, скажем, разница между камерным дуэтом и дуэтом солиста и аккомпаниатора? Где чёткая граница между большим камерным ансамблем и небольшим оркестром? То же можно сказать и в отношении масштабности творческих замыслов: достаточно вспомнить Первую сонату Прокофьева или Трио Шостаковича — это произведения симфонического размаха.
На обобщённом уровне своеобразие камерного, сольного и оркестрового (хорового) жанров определяется различным соотношением коллективного и индивидуального начал. Если в сольной музыке доминирует индивидуальность, а в оркестровой — массовость, то в камерной оба принципа пребывают в гармоническом равновесии. Признаки ансамблевой музыки: сольное, как правило, исполнение каждого голоса партитуры; равновесие всех голосов (следовательно, и участников ансамбля); единство ансамбля как целостного исполнительского организма.
Солист обладает по сравнению с оркестровой группой немалыми преимуществами в передаче тончайших, интимнейших переживаний души. И это использовалось композиторами. Так сложился особый камерный стиль, для которого характерны углублённый интеллектуализм, психологичность, обращённость к внутреннему миру личности. Эти черты камерности могут быть воплощены и в других жанрах, но камерность содержания часто требует и камерных средств выражения. Так, раскрытие в 14-й симфонии Дмитрия Шостаковича глубоко личной, интимной для каждого человека темы смерти и смысла жизни определило и необычный для симфонии состав исполнителей — она написана для сопрано, баса и камерного оркестра.
Если в сольных жанрах музыкальное произведение иной раз повод для демонстрации виртуозности исполнителя, то в камерном искусстве проявление индивидуальности всегда остаётся в границах служения искусству. Музыка здесь — наивысшая ценность. Поэтому камерные произведения, как правило, высокохудожественные и не рассчитаны на развлекательность, преходящую популярность. Поэтому и восприятие, постижение их сокровенного смысла требует порой неоднократного прослушивания, даже изучения. Из этого ни в коей мере не следует, что камерная музыка предназначена для узкого круга знатоков, ведь каждое истинно художественное произведение — будь то картина Леонардо да Винчи или роман Льва Толстого — требует к себе подобного отношения.
Художественный руководитель Красноярского камерного оркестра, скрипач и дирижёр, профессор Сибирского института искусств имени Д. Хворостовского
Михаил Бенюмов