Проспект культуры

«В этот голубой раствор погружен земной простор…» В Красноярске проходит биеннале современного искусства

Красноярская музейная биеннале — это уникальный фестиваль современного искусства, который проводится с 1995 года.

«В этот голубой раствор погружен земной простор…» В Красноярске проходит биеннале современного искусства
Сергей Ковалевский провёл журналистов по выставке.

Михаил Шуклин

Названием для XV биеннале стал палиндром: «АВЕНИСЕЕСИНЕВА» — прочитать название можно как слева направо, так и наоборот. Как рассказали в музейном центре «Площадь Мира», главная река Красноярского края выступает символом локальности, а синева — метафорой глобальности. Путешествуя с севера на юг и с юга на север по «енисейскому меридиану», художники и кураторы исследовали синеву иных начал в искусстве и географии. Получившиеся произведения представлены в основном проекте, параллельной программе, двух лабораториях.

Основной проект биеннале «А в Енисее синева» состоит из разных экспозиций. Это совокупность реальных историй, связанных с локальными сибирскими местами. Выставка по итогам арт-экспедиций художников — об архитектуре, ландшафте и территории акватории Енисея. Им удалось найти архивные фотографии наводнений в Енисейске и узнать о нашествии летучих мышей в начале XX века в Минусинске, сделать эскизы гнуса в Дудинке, превратить Норильск в компьютерную игру...

Выставка в музейном центре растянулась на два этажа и повторяет географию с юга на север — артефакты, созданные художниками, концептуализируют сибирское пространство от Кызыла до Норильска. Мы прогулялись по «Площади Мира» с куратором основного проекта Сергеем Ковалевским.

Истоки и поэзия волн

В работе над главной экспозицией «АВЕНИСЕЕСИНЕВА» приняли участие 10 художников, большинство из них специально отправилась в путешествие по территориям, где протекает Енисей. Выставка начинается с работ художника Александра Мортаева — он исследовал пространство Кызыла, где начинается исток великой реки.

— В экспозиции «Поющие стрелы» нашли отражение элементы ландшафта, этнографии, даже кочевой жизни — уже в Красноярске Александр раздобыл тележки, которые стали символом движения, — отметил куратор. — Для автора важны связь времён, поколений, традиций и современности. У тюркских народов, проживавших на территории Тывы, главным божеством являлся Тенгри — «вечное синее», небесный дух. Поэтому гостей буквально заливает пронзительным синим цветом — это отсылка и к самой биеннале, и к небесной материи.

Далее расположена поэтография «Язык синевы» от дизайнера Дмитрия Рекина.

— На стенах Дмитрий разместил стихотворение грузинского поэта Бараташвили, которое на русский язык перевёл Борис Пастернак, — «Цвет небесный, синий свет полюбил я с малых лет». Произведение идёт по кругу по четырём стенам, увлекая за собой в бесконечность. На наш взгляд, в этой «краске высоты» скрывается «синева иных начал». «В этот голубой раствор погружен земной простор…», — процитировал Сергей Ковалевский. — А другой великий поэт XX века — Мандельштам — погружает нас в спасительную темноту и высоту: «Унеси меня в ночь, где течёт Енисей и сосна до звезды достаёт». Поэзия помогает посетителям поймать настроение всей экспозиции и смотреть на вещи под определённым углом.

Волна как символ свободы.
Волна как символ свободы.

Санкт-петербургский художник Пётр Белый отправился за вдохновением в Шушенское — итогом стала экспозиция «Мечта». Посетители могут увидеть синюю бушующую «волну», выполненную из железных листов.

— Больше всего Петра Белого впечатлили заборы — в посёлке их очень много, они разделяют частные дома. И художник решил выразить своеобразную мечту Ленина, который находился в ссылке в Шушенском, о коллективизме — снять все заборы, дать им внутреннюю свободу. Художественная экспедиция осуществлена при поддержке музея-заповедника «Шушенское», — рассказал Сергей Ковалевский.

Далее размещена серия работ Анастасии Михалёвой «Фуга шуги», которые завораживают своей ледяной музыкой, — кажется, что на полотнах в воде действительно двигается ледяная крошка. Куратор основного проекта биеннале отметил, что такой эффект получается благодаря технике криотипии. «Автор топила лёд на бумаге и с помощью пигмента получала необычные отпечатки. В экспозиции они представлены сканограммами, позволяющими в три — пять раз увеличить масштаб. Усиление теней и контраста при обработке даёт возможность рассмотреть то, что не видно невооружённым глазом на исходном изображении».Анастасия Безвершук посетила Минусинский краеведческий музей и перенесла историю города — рассказы, фотографии, рукоделие, даже сад ссыльного Ивана Бедро — с помощью техники цианотипии, то есть печати на ткани, благодаря чему визуально создаётся эффект портала во времени. На полотнах лоскутами пришиты кадры — фотографии домов с нитями бисера из окон как напоминание о частых затоплениях, портреты людей, оттиски растений из гербария музея. Работа переходит со стен на пол, отчего создаётся ощущение, будто сам находишься в воде.

Техническая сторона искусства

В виде арт-объекта представлена на выставке судоходная карта Енисея от Минусинска до Красноярска. Она составлена из нескольких фрагментов по данным работ 1907–1911 годов партии исследования системы Верхнего Енисея под редакцией инженера путей сообщения В. М. Родевича. Сергей Ковалевский рассказал, что 13 листов были предоставлены Красноярским краеведческим музеем.

— В контексте выставки история стала произведением искусства. Даже можно увидеть не просто реку, а летящего речного дракона, простирающегося по всему Красноярскому краю, — добавил Сергей Ковалевский.

Московский художник Владимир Наседкин представил серию картин и рисунков под общим названием «Без берегов» — он исследовал различные речные грузовые суда.

Модели судов.
Модели судов.

— Владимир предлагает взглянуть на них сверху, будто из космоса. Здесь можно увидеть и небоскрёбы, и отсылку к хакасским стоячим камням — менгирам, даже языческим деревянным истуканам. Но изначально это просто баржи, в которых есть своя красота.— Для дополнения нами были взяты модели кружка судомоделистов Красноярского краевого Дворца пионеров, — рассказал куратор.

Интересно, что из всей синевы именно в экспозиции «Без берегов» появляются красные акценты — оказалось, это намеренная отсылка к Красноярску и к ржавчине на речных судах.

Одна из самых ранних работ всей биеннале — триптих «W-002» красноярского художника Андрея Исаенкова. Со стороны кажется, будто по реке идут волны снизу вверх.

— Автор думал о створных знаках — сигнальных сооружениях. Но при первом взгляде зритель находит ритм чередования линий, чередования объекта и его отражения. Яркий, насыщенный цвет и энергия, исходящие от триптиха, погружают созерцателя в водоворот разнообразных идей. Это яркий пример школы экспрессионистов XX века, где каждый может найти своё, — заметил куратор биеннале.

На этом маршрут первого этажа закончен — «юг» пройдён, и мы переходим на второй этаж музея, где размещены «северные» работы.

Холодная река и древние существа

Одним из самых необычных проектов стали работы калужского художника Владимира Марина «Высокая вода», которые переносят нас в Енисейск. Автор собрал фотоматериал разных лет из фондов Енисейского музея-заповедника имени А. И. Кытманова и преобразовал деревянные наличники домов — кажется, будто они находятся в слегка рябящей воде, отчего привычный объект идёт вертикальными волнами.

— Это память о воде, подтоплениях. Все ставни закрыты — и уже задача смотрителя задуматься, кто жил в этих домах, какая у людей была судьба. Очень философские работы, передающие историю и быт жителей старинного города, — сказал Сергей Ковалевский.

Юрий Адомейко побывал в Дудинке, после чего родилась инсталляция «Акнидуд».

— Художник решил применить метод анимации, представив город неким существом, хорошо сохранившимся скелетом вымышленного животного акнидуда. Юрий совместил реальную историю о сопкаргинском мамонте Жене, свои впечатления от заполярного порта и фантазию, получив в итоге смысловой коллаж в духе энциклопедической статьи. Останки акнидуда случайно нашёл японский мальчик Арю Окёмода, поэтому существо было названо в его честь: акнидуд Арю. Выясняется, что акнидуд — перевёрнутое имя города Дудинка. А мальчик Арю — это и есть сам Юра — художник, — отметил сотрудник музейного центра.

Автор инсталляции «Вокализация» Василий Кононов-Гредин решил представить Норильск как компьютерную игру — видеоарт смешивается с реальной архитектурой города и его ландшафтом.

«Волнующиеся» ставни
«Волнующиеся» ставни

— В сопоставлении инфраструктуры игры и фактуры города виртуальное и реальное начинают мерцать друг в друге, — добавил Сергей Ковалевский.

Художественная экспедиция с участием Василия Кононова-Гредина осуществлена при поддержке музея Норильска и «Полярной арт-резиденции PolArt».

Финальной точкой основного проекта биеннале стала серия работ Дамира Муратова «Что выносит Енисей». В само название заложено двоякое понимание слова «выносит»: переживает как бремя или тяжёлый труд или же выбрасывает как отжившее и ненужное.

— В этой серии наглядных пособий изображены различные предметы, вынесенные на берег Енисея: от пылесоса «Ракета» до старого кассетного магнитофона «Романтик». Мир меняется, какие-то предметы полностью исчезают из нашей жизни, но память — она как ламповый радиоприёмник, стоит только настроиться на нужную волну, — заметил Сергей Ковалевский.

12+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА