Персона
Борис Кузьмин — мастер по прозвищу Кулибин
Разработчик рециклинговой установки рассказывает о работе, хобби и убеждениях.
Мы продолжаем знакомить вас с людьми, которые делают наш город комфортнее. Прокладывают траншеи, строят, чистят дороги, руководят этими процессами. Среди них Борис Кузьмин, руководитель экспериментально-производственной службы муниципального специализированного автотранспортного предприятия, которого коллеги за его инженерный талант в шутку зовут Кулибиным.
Проснулся знаменитым
В этом году местные телеканалы дружно выдали новости о том, что Борис Кузьмин из САТП со своими коллегами сконструировали рециклер — установку, на которой из старого асфальта готовят раствор для ямочного ремонта дорог. Это, можно сказать, была минута славы. Но сам Борис Петрович очень сдержанно к этому относится и просит не называть его изобретателем.
— Я не создал чего-то нового, — объясняет он. — Взял за основу то, что уже используется в российской и зарубежной практике, и перенёс на наши условия.
Наш герой, конечно, скромничает. Он проделал огромную работу. Рециклер по-своему уникален. Есть большие установки подобного типа, которые выдают асфальт десятками тонн, и маленькие, производящие всего тонну смеси, на одну ямку. А здесь золотая середина: около четырёх тонн материала, которых хватает на 20 квадратных метров дороги. И, что совсем шикарно, спецмашина на базе КамАЗа — вторая часть рециклингового комплекса — доставляет горячий асфальт к месту работ и может поддерживать заданную температуру смеси. В её создании участвовал петербуржский коллега Бориса Петровича.
Отличники были не в моде
По признанию Бориса Петровича, у него были проекты и круче. Например, оборудование для микроэлектронного производства, обогатительные комплексы для золотодобывающей отрасли. В Берёзовском карьерном управлении под его руководством сконструировали и построили канатный скрепер — многотонную машину для добычи полезных ископаемых из-под воды.
Он не скрывает, что мозг у него заточен на механику от рождения. И он бы запросто поступил в технический вуз сразу после школы, если бы больше времени уделял учёбе. Но пытливый ум и широта интересов мешали корпеть над учебниками.
— Я рос в Хакасии, в сельской местности, и у нас с друзьями было столько занятий, что на уроки не оставалось времени, — вспоминает он. — Мотоциклы, планеры, аэросани, модели! Да и не модно было тогда быть отличником. Выезжал на природных способностях. И аттестат получил, так скажем, не блестящий. Начал с радиотехнического техникума, а потом уже окончил политех.
Дерзай, пока молодой!
Начинающим инженерам Борис Петрович советует быть смелыми, разносторонними и не откладывать дела на потом, потому что после тридцати пяти энергия, как ни крути, начинает идти на спад.
— Ещё во времена моей молодости в Японии существовала проблема 45-летних инженеров, — говорит маститый конструктор. — Их в компаниях попросту начинали притеснять. И делать ставку на тридцатилетних. — Мне в декабре будет 62, и я сейчас чётко осознаю, что всё важное надо стараться делать в молодости, на пике жизненных сил. У моей жены даже в ту пору пироги готовились на раз-два. А сейчас это хлопотно, хоть и есть для кого стараться: у нас трое маленьких внуков, девочки-близняшки и мальчик.
В четырёхлетнем внуке Борис Петрович отчётливо видит свои гены. Ребёнок прирождённый инженер. Он не проявляет интереса к мягким игрушкам, зато может часами возиться с конструкторами. Первым словом, которое малыш произнёс, было “би”: то есть “машина”. Каким будет будущее мальчика — покажет время. А вот его деду повезло: он вобрал в себя всё лучшее, что дала инженерная школа CCCР, и эта закалка помогает сейчас. Наш герой тепло вспоминает о прошлом, но не идеализирует его.
— Когда я работал на радиозаводе, там была огромная техническая библиотека, — приводит он один из примеров положительных сторон советской системы. — Много разных изданий, в том числе зарубежных журналов. Выписать их на дом было невозможно, а в библиотеке можно было сколько угодно перелистывать, изучать.
А вот плановая система в вопросах снабжения зачастую серьёзно тормозила полёт конструкторской мыли. Сейчас можно без проблем купить недостающие запчасти хоть в Китае, хоть в Европе. А в Советском Союзе из-за какого-нибудь датчика приходилось целые комбинации выстраивать: связываться с главками, министерствами, ждать их решения месяцами и даже годами.
Почему Красноярск не Сингапур
Дома Борис Кузьмин техническим творчеством не занимается. Действует принцип: “Сапожник без сапог”. Дача пока не достроена. Но зато в семье Кузьминых появилось постоянное увлечение: путешествия.
Объединившись ещё с одной парой, они с супругой побывали в Шри-Ланке, Коста-Рике, Индии, на Филиппинах, в Мексике, Панаме, Гондурасе, Никарагуа. Нигде не сидят всё время в отеле, прокладывают маршруты и самостоятельно посещают разные места на автобусах, арендованных автомобилях. Буквально неделю назад они вернулись из Турции, которую тоже объехали вдоль и поперёк.
Борис Петрович невольно сравнивает родной Красноярск с другими городами мира.
— Нам никогда, наверное, не удастся достичь сингапурской чистоты на улицах, — рассуждает он. — Там она, с одной стороны, результат кропотливой работы властей и простых граждан по повышению уровня жизни. Нигде не встретишь уголка, который бы не был украшен, благоустроен: все чисто, помыто, покрашено, подстрижено. Буквально каждая травинка. А с другой стороны — это жёсткие санкционные меры. Например, штраф за курение на платформе метро — 1000 сингапурских долларов. Представляете, по-нашему 56 тысяч рублей за сигаретку? За фастфуд на ходу — 500 долларов. Его можно употреблять только в отведённых для этого местах. За жвачку тоже штрафуют на 500 долларов, но, как я понял, от неё уже почти все отказались.
Конструкция, которая готовит сырьё для ямочного ремонта, находится на территории САТП. Больше всего она востребована осенью, когда асфальтовые заводы прекращают работать, а ремонтировать погода ещё позволяет. Или при коммунальных авариях. Раньше после них ямы просто засыпали щебнем и ждали лета. А сейчас и в декабре можно работать, если разогреть дорожное полотно.