Экономика
Накормить или обидеть? Фудшеринг поможет супермаркетам не платить НДС
Министерству финансов предложили освободить ретейлеров от НДС, если они помогут с продуктами малообеспеченным жителям.
Министерству финансов предложили освободить ретейлеров от НДС взамен на благотворительную еду для малообеспеченных жителей. Инициатива поступила от национального центра спасения еды и заботы об экологии АНО “Фудшеринг”. Ведомство пообещало рассмотреть предложение.
В чем суть
По мнению экспертов, на данный момент торговым сетям выгоднее уничтожать продукты с истекающим сроком годности (от одних до четырёх суток), чем передавать их благотворительным некоммерческим организациям. Сейчас же эти продовольственные товары лежат до истечения срока годности на полках супермаркетов и вывозятся на полигон. Инициаторы предложили внести необходимые поправки в Налоговый кодекс: снять с компаний обязанность платить НДС, если продукты идут на благотворительность малоимущим.
“Бесплатная передача продовольственной помощи тем, кому она необходима, укладывается в актуальные государственные задачи — доступность продуктов для населения и предотвращение образования отходов”, — сказано в письме, направленном в Минфин. Уже сейчас фудшеринг-сервисы оказывают адресную продовольственную помощь населению. Также они спасают еду от попадания на полигоны.
В чём польза
В письме указано, что новая мера через пять лет позволит сохранить миллион тонн еды. Этого объёма достаточно, чтобы 18 миллионов человек безвозмездно получали продовольственную помощь за счёт ресурсов, которые уже есть в экономике, считают в компании “Фудшеринг”.
Также мера позволит сократить объём твёрдых коммунальных отходов, которые отправляют на полигоны. Продукты питания составляют почти 30 процентов от всех ТКО, которые образуются в стране. Куда выгоднее их съесть, чем хоронить на свалке. Конечно же, нельзя сказать, что в нашей стране на государственном уровне совсем ничего не делается для поддержки предприятий, которые передают продукты благотворительным организациям. В 2020 году президент поручил обнулить налог на прибыль и НДС для таких операций. Но пока в части налога на добавленную стоимость так ничего и не сделано. А потому многим сетевикам выгоднее и проще свозить просроченные продукты на полигон, нежели возиться с доставкой в благотворительные организации.
Что думает бизнес
Как выяснилось, в вопросе, насколько безопасно передавать жителям продовольствие с истекающим сроком годности, в среде ретейлеров нет единства. Так, столичные торговые сети инициативу поддержали: они считают, что такие товары абсолютно безопасны и пригодны для употребления. А вот большинство из опрошенных “Городскими новостями” представителей красноярского торгового бизнеса отнеслись к инициативе экологов-благотворителей с недоверием. В одной из местных торговых сетей нам сказали, что продукты с истекающим сроком годности лучше продолжать утилизировать, чем отдавать благотворительным организациям. Ведь в любом случае эта еда уже не имеет первоначального качества, то есть существует опасность навредить здоровью людей либо получить от них претензии впоследствии, что скажется негативно на репутации самого магазина. С таким мнением согласны и представители малого бизнеса.
— Естественно, всю просрочку мы утилизируем, — поделилась красноярка Светлана, владеющая небольшим магазином. — И даже если мне предложат какие-то финансовые преференции, я ещё подумаю, отправлять или не отправлять продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. Потому что нельзя не учитывать человеческий фактор. Нужно понимать, что за благотворительные организации будут заниматься распространением товаров, как они будут относиться к приёму продуктов, как быстро станут доставлять их нуждающимся, в каких условиях будет происходить транспортировка, где их собираются складировать и хранить... Вопросов множество. И если кто-то вовсе не по моей вине отравится йогуртом, который передал мой магазин, отвечать в той или иной мере всё равно придётся мне. Ну а кроме того, я знаю психологию людей в России, поэтому мне кажется, что подобная акция может вызывать некую брезгливость.
Есть и ещё одно мнение: не стоит путать бережливость с благотворительностью. Это разные вещи. Конечно же, помогать людям можно и нужно, но не за счёт просрочки. А чтобы не выкидывать продукты, необходимо грамотно планировать движение товаров в торговых точках, и тогда не будет массовых остатков на полках с истекающим сроком годности.
— В обоих форматах магазинов мы поддерживаем тренд бережливого отношения к продуктам питания, — отметила PR-директор гастрономов “Красный Яр” и дискаунтеров “Батон” Таисия Голубева. — И у нас это получается. Безусловно, случаются погрешности, и тот или иной продукт всё-таки остаётся, но это действительно единичные случаи, буквально одна-две пачки. Добрая традиция помогать нуждающимся в нашей компании тоже есть. Мы участвуем как в федеральных инициативах, так и самостоятельно передаём товары тем, кому они нужны. И для этих акций мы выбираем продукты как для себя.
Начать с себя
По оценке аналитической компании ТИАР-Центр, ежегодно в России выбрасывается более 40 процентов всего произведённого или завезённого в страну продовольствия. Из них более восьми процентов приходится на этап сельхозпроизводства, примерно столько же теряется при переработке. Ещё семь процентов — “усушка” и “утряска” при транспортировке, логистике и других процессах. В магазинах потери составляют минимум — порядка пяти процентов. Самая большая доля потерь приходится на домохозяйства. 12 процентов продовольствия уходит с объедками и огрызками буквально в никуда. И никакой НДС тут точно не поможет.
В тему
Фудшеринг — бесплатная раздача излишков продуктов. Движение появилось около десяти лет назад в Европе. В супермаркетах списывают и уничтожают тонны товаров с истекающим сроком годности, а в пищевых заведениях остаются готовые блюда. Тут и возникла идея, что этим можно делиться с нуждающимися людьми. Движение постепенно набирает обороты и в России. Фудшерингу посвящены и сайты, и сообщества в соцсетях. Сейчас даже появились чат-боты в Telegram, которые делают всё за вас. Чтобы найти нужный набор продуктов, теперь не нужно пересматривать все объявления. Достаточно указать, в каком районе удобно забирать еду и какие продукты нужны. После регистрации бот начнёт присылать ссылки на объявления, которые соответствуют запросам.
Чтобы поделиться едой, нужно опубликовать в группах по фудшерингу в социальных сетях фотографию своих продуктов и их описание, а также указать свои контакты и район, откуда можно забрать ненужную еду.
Есть и специальные приложения. Например, “eatme app” помогает кафе и ресторанам выставлять еду со скидкой, а пользователи покупают её и забирают в самих заведениях. По словам организаторов, многие кафе и рестораны не понимают, как много они выбрасывают, потому что не ведут учёт продуктов. С помощью фудшеринга можно возвращать себестоимость продуктов, которые были бы просто выброшены.