Экономика

Накормить или обидеть? Фудшеринг поможет супермаркетам не платить НДС

Министерству финансов предложили освободить ретейлеров от НДС, если они помогут с продуктами малообеспеченным жителям.

Накормить или обидеть? Фудшеринг поможет супермаркетам не платить НДС

Министерству финансов предложили освободить ретейлеров от НДС взамен на благотворительную еду для малообеспеченных жителей. Инициатива поступила от национального центра спасения еды и заботы об экологии АНО “Фудшеринг”. Ведомство пообещало рассмотреть предложение.

В чем суть

По мнению экспертов, на данный момент торговым сетям выгоднее уничтожать продукты с истекающим сроком годности (от одних до четырёх суток), чем передавать их благотворительным некоммерческим организациям. Сейчас же эти продовольственные товары лежат до истечения срока годности на полках супермаркетов и вывозятся на полигон. Инициаторы предложили внести необходимые поправки в Налоговый кодекс: снять с компаний обязанность платить НДС, если продукты идут на благотворительность малоимущим.

“Бесплатная передача продовольственной помощи тем, кому она необходима, укладывается в актуальные государственные задачи — доступность продуктов для населения и предотвращение образования отходов”, — сказано в письме, направленном в Минфин. Уже сейчас фудшеринг-сервисы оказывают адресную продовольственную помощь населению. Также они спасают еду от попадания на полигоны.

В чём польза

В письме указано, что новая мера через пять лет позволит сохранить миллион тонн еды. Этого объёма достаточно, чтобы 18 миллионов человек безвозмездно получали продовольственную помощь за счёт ресурсов, которые уже есть в экономике, считают в компании “Фудшеринг”.

Также мера позволит сократить объём твёрдых коммунальных отходов, которые отправляют на полигоны. Продукты питания составляют почти 30 процентов от всех ТКО, которые образуются в стране. Куда выгоднее их съесть, чем хоронить на свалке. Конечно же, нельзя сказать, что в нашей стране на государственном уровне совсем ничего не делается для поддержки предприятий, которые передают продукты благотворительным организациям. В 2020 году президент поручил обнулить налог на прибыль и НДС для таких операций. Но пока в части налога на добавленную стоимость так ничего и не сделано. А потому многим сетевикам выгоднее и проще свозить просроченные продукты на полигон, нежели возиться с доставкой в благотворительные организации.

Что думает бизнес

Как выяснилось, в вопросе, насколько безопасно передавать жителям продовольствие с истекающим сроком годности, в среде ретейлеров нет единства. Так, столичные торговые сети инициативу поддержали: они считают, что такие товары абсолютно безопасны и пригодны для употребления. А вот большинство из опрошенных “Городскими новостями” представителей красноярского торгового бизнеса отнеслись к инициативе экологов-благотворителей с недоверием. В одной из местных торговых сетей нам сказали, что продукты с истекающим сроком годности лучше продолжать утилизировать, чем отдавать благотворительным организациям. Ведь в любом случае эта еда уже не имеет первоначального качества, то есть существует опасность навредить здоровью людей либо получить от них претензии впоследствии, что скажется негативно на репутации самого магазина. С таким мнением согласны и представители малого бизнеса.

— Естественно, всю просрочку мы утилизируем, — поделилась красноярка Светлана, владеющая небольшим магазином. — И даже если мне предложат какие-то финансовые преференции, я ещё подумаю, отправлять или не отправлять продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. Потому что нельзя не учитывать человеческий фактор. Нужно понимать, что за благотворительные организации будут заниматься распространением товаров, как они будут относиться к приёму продуктов, как быстро станут доставлять их нуждающимся, в каких условиях будет происходить транспортировка, где их собираются складировать и хранить... Вопросов множество. И если кто-то вовсе не по моей вине отравится йогуртом, который передал мой магазин, отвечать в той или иной мере всё равно придётся мне. Ну а кроме того, я знаю психологию людей в России, поэтому мне кажется, что подобная акция может вызывать некую брезгливость.

Есть и ещё одно мнение: не стоит путать бережливость с благотворительностью. Это разные вещи. Конечно же, помогать людям можно и нужно, но не за счёт просрочки. А чтобы не выкидывать продукты, необходимо грамотно планировать движение товаров в торговых точках, и тогда не будет массовых остатков на полках с истекающим сроком годности.

— В обоих форматах магазинов мы поддерживаем тренд бережливого отношения к продуктам питания, — отметила PR-директор гастрономов “Красный Яр” и дискаунтеров “Батон” Таисия Голубева. — И у нас это получается. Безусловно, случаются погрешности, и тот или иной продукт всё-таки остаётся, но это действительно единичные случаи, буквально одна-две пачки. Добрая традиция помогать нуждающимся в нашей компании тоже есть. Мы участвуем как в федеральных инициативах, так и самостоятельно передаём товары тем, кому они нужны. И для этих акций мы выбираем продукты как для себя.

Начать с себя

По оценке аналитической компании ТИАР-Центр, ежегодно в России выбрасывается более 40 процентов всего произведённого или завезённого в страну продовольствия. Из них более восьми процентов приходится на этап сельхозпроизводства, примерно столько же теряется при переработке. Ещё семь процентов — “усушка” и “утряска” при транспортировке, логистике и других процессах. В магазинах потери составляют минимум — порядка пяти процентов. Самая большая доля потерь приходится на домохозяйства. 12 процентов продовольствия уходит с объедками и огрызками буквально в никуда. И никакой НДС тут точно не поможет.

В тему

Фудшеринг — бесплатная раздача излишков продуктов. Движение появилось около десяти лет назад в Европе. В супермаркетах списывают и уничтожают тонны товаров с истекающим сроком годности, а в пищевых заведениях остаются готовые блюда. Тут и возникла идея, что этим можно делиться с нуждающимися людьми. Движение постепенно набирает обороты и в России. Фудшерингу посвящены и сайты, и сообщества в соцсетях. Сейчас даже появились чат-боты в Telegram, которые делают всё за вас. Чтобы найти нужный набор продуктов, теперь не нужно пересматривать все объявления. Достаточно указать, в каком районе удобно забирать еду и какие продукты нужны. После регистрации бот начнёт присылать ссылки на объявления, которые соответствуют запросам.

Чтобы поделиться едой, нужно опубликовать в группах по фудшерингу в социальных сетях фотографию своих продуктов и их описание, а также указать свои контакты и район, откуда можно забрать ненужную еду.

Есть и специальные приложения. Например, “eatme app” помогает кафе и ресторанам выставлять еду со скидкой, а пользователи покупают её и забирают в самих заведениях. По словам организаторов, многие кафе и рестораны не понимают, как много они выбрасывают, потому что не ведут учёт продуктов. С помощью фудшеринга можно возвращать себестоимость продуктов, которые были бы просто выброшены.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА