Наука и образование

Археолог Александр Заика рассказал о быте доисторических жителей современного Красноярского края

В этом году он организовал три экспедиции.

Археолог Александр Заика рассказал о быте доисторических жителей современного Красноярского края
Археолог Александр Заика.

Дмитрий Шабалин

Найти каменные орудия труда или древние артефакты на бескрайних просторах Красноярья, кажется, так же сложно, как иголку в стоге сена. Но для археологов, которые посвятили науке всю свою жизнь, нет ничего невозможного. Профессиональные знания помогают им обнаруживать следы доисторических людей в степях, в горах, в тайге. Чтобы узнать что-то новое об истории человечества, каждый год эти специалисты выезжают на полевые исследования.

«Городские новости» побеседовали о результатах очередного полевого сезона с археологом, преподавателем Красноярского педагогического университета, экспертом по наскальному искусству Александром Заикой.

На снегоходах за искусством

— Александр Леонидович, где вы в этом сезоне побывали, что нового нашли?

— В этом году мы организовали три экспедиции. В марте выезжали с охотниками из Саянского района в верховья реки Кан, в высокогорье Восточного Саяна. От местных жителей через краеведа Владимира Черникова к нам поступили сведения, что на этой территории есть наскальные рисунки. Информация подтвердилась. И рисунки оказались весьма своеобразные. Трудно было предположить, что фактически на тысяче метров над уровнем моря люди жили, да ещё и творили. Мы нашли феноменальные сюжеты: в таёжно-горной местности были изображения представителей степной фауны, животных, которые несвойственны для высокогорья. Можно говорить, что в верховьях реки Кан, в Саянах, присутствовали потенциальные скотоводы, которые в петроглифах отразили свои верования и мировоззрение.

Данное открытие знаменательно ещё и тем, что это первые наскальные рисунки в бассейне реки Кан. Археология там очень богатая, поэтому ранее мы проводили разведки, целенаправленно искали петроглифы, но до сих пор не могли обнаружить. Духовная культура населения представлена изделиями мелкой пластики, а в монументальном творчестве почему-то не отразилась.

— Можно уже датировать вашу находку? К какому периоду она относится?

— Считаем, что наиболее ранняя датировка — четыре тысячи лет назад. Скотоводство к тому моменту в Сибири уже было. Оно проникло пять тысяч лет назад на юг края с миграцией населения из европейской части современной России, через Казахстан и Алтай. В Енисейский регион древние люди принесли также и колёсный транспорт, и навык обработки металла. Потом эти европейские мигранты смешались с местным населением — рыболовами и охотниками. В результате появилась новая культура — Окуневская. Она датируется эпохой ранней бронзы, для которой характерны высокие каменные изваяния. Их дубликаты можем сейчас увидеть на выставке «Сны Сибири».

Видимо, представители Окуневской культуры каким-то образом оказались в высокогорье Восточного Саяна, потому что стилистика образов, композиционное построение фигур, которые нам удалось найти в верховьях Кана, соответствуют изобразительным традициям эпохи ранней бронзы. Рисунки нанесены охрой. Мы сняли их копии, провели компьютерную обработку. Есть сходство с изображениями на Шалаболинской писанице (памятник наскального искусства, расположенный на правом берегу реки Тубы в Курагинском районе Красноярского края. — Ред.).

— Получается, вы совершили большое открытие, обнаружив на этой территории наскальное искусство?

— Были подозрения о влиянии Окуневской культуры на население таёжной зоны. Во всяком случае, указывающие на это следы есть в Приангарье. Я по данной теме диссертацию защищал. В Приангарье окуневцы могли пройти по Енисею, по правобережью Ангары: там достаточно комфортные условия для перемещения. На северо-восток либо в одиночку, либо небольшими группами проникали миссионеры, носители традиций, которые могли поделиться с местными жителями своими достижениями. А в верховьях Кана просто парадоксальная ситуация — сюда люди, очевидно, попали через высокогорье. Территория эта и сейчас труднодоступная, пройти туда можно только в зимнее время, по льду, мы на снегоходах добирались. Ближайшее зимовье — избушка охотников — в 40 километрах, а населённый пункт ещё дальше — в 100 километрах. Ледовая обстановка не очень хорошая — пришлось преодолевать торосы, провалы льда.

— Не искали в верховьях Кана археологию?

— Там есть интересные площадки. На вершине утёса, где мы нашли изображения, и у его подножия могли сохраниться следы человеческой деятельности. Нужно проводить раскопки, но это можно делать только летом, а попасть туда в тёплое время года реально лишь на вертолёте. Если добираться по земле, то дорога займёт много времени, поэтому необходимо организовывать длительную экспедицию. С другой стороны, хорошо, что эти места труднодоступные, там никто не ходит и рисунки не портит.

Привлекательный ландшафт

— Изображение быка на наскальных рисунках с верховьев Кана похоже на те, что мы видим в школьных учебниках истории, когда изучаем древнее искусство Европы…

— Да, бык походит и на те рисунки, что представлены в египетской традиции. Мы в школе изучаем древние цивилизации Европы и Африки, даже о папуасах кое-что знаем, а о нашей истории, к сожалению, имеем мало представления. Нужно обязательно вводить региональный компонент в образование — города, посёлка, района, показывать, какая богатая здесь древняя история. С начальных классов следует закладывать кирпичики знаний, с которыми детям станут понятными мировые процессы. Ведь наш край был активно включён во всемирную историю. Сведения, что Сибирь – не какая-то забытая богом земля, влияют и на воспитание патриотических чувств к малой родине. Конечно, регион не был центром цивилизации, но во многом не уступал достижениям мировой культуры.

У нас много интересных аналогий. На Евразийском континенте и в соседних территориях были общие веяния, постоянно происходил обмен информацией между передовыми культурами и периферией, что-то принималось, что-то отвергалось, что-то усваивалось, что-то редактировалось, видоизменялось по форме и содержанию.

Это можно проследить по наскальному искусству и археологическим находкам. Как люди оказались в Восточном Саяне? В эпоху палеометалла у нас на Среднем Енисее был проходной двор, многие народы сюда стремились.

— Что же их манило?

— В регионе были оптимальные условия для жизни: тайга, степи с высоким травостоем, богатая рыбой пойма Енисея с островами, наполненная живностью земля. В то же время эта территория ограничена со всех сторон Восточным и Западным Саянами, Кузнецким Алатау, тайгой, что позволяло уютно и защищённо себя чувствовать. Поэтому постоянно здесь шла мобильная смена населения. Сюда приходили антропологически разные типы людей, в том числе европейцы. Возможно, было сарафанное радио или кто-то разведку проводил, и сведения о богатой земле доходили до запада Евразии.

Это мы — патриоты урбанизированной бытности. А они — дети природы, они жили в таких условиях 24 часа в сутки. У них были выработанные технологии, навыки, алгоритм выживания в тех или иных природных условиях и свой хозяйственный цикл. Древнее население на одном месте не сидело. Были летние и зимние поселения, переходы за сотни километров, которые сейчас считаются практически невозможными, а раньше легко свершались.

— Когда в нашем регионе вообще человек появился?

— Тема пока дискуссионная. Есть археологические находки возрастом 30 тысяч лет. Эта датировка подтверждена. А вот в гроте Двуглазка в Хакасии человек мог появиться минимум 50 тысяч лет назад.

Сейчас все датировки уточняются, так как появились современные научные методы: урано-ториевый, люминесцентный и другие. Их используют в крупнейших в нашей стране лабораториях Академии наук в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

— И всё это время территория нынешнего Красноярского края была проходным двором?

— Про эпоху палеолита сложно сказать, возможно, здесь была более-менее стабильная ситуация. Но пять тысяч лет назад шла мобильная смена населения. По крайней мере, находки эпохи неолита, обнаруженные на Ангаре, это подтверждают.

К сожалению, в южных районах практически нет археологических сведений об этом периоде. Благодатной для проживания неолитического населения — охотников и рыболовов — была пойма Енисея, а она сейчас затоплена. Её нужно было исследовать до строительства ГЭС.

Возможно, в таёжной зоне, в предгорьях Саян ещё что-то обнаружится, но там очень сложно искать. Это всё-таки горно-таёжная местность, где очень неустойчивый режим рек: следы человека смывает паводками. Сложно, например, найти неолитические могильники, их, как правило, обнаруживают случайно. У населения той эпохи был свой ритуал, похожий на современный: на могилу насыпался маленький холмик, который быстро нивелировался — сравнивался с землёй. В Приангарье в Богучанском районе у деревни Каменки мы работали с наскальными изображениями. Как правило, монументальное творчество связано с ритуалами: рисунки — это иконостас, где есть свои библейские сюжеты, объекты поклонения, свой алтарь и, соответственно, погост. На вершине скалы, где мы исследовали изображения, нашли явный жертвенный комплекс. В ходе его расчистки обнаружили следы каменной кладки, разобрали её и выявили захоронение эпохи неолита. Датировка подтверждена радиоуглеродным анализом и артефактами — предметами, которые сопровождали ушедшего в мир иной для продолжения его загробной жизни.

Рога на голове, жезл в руке

— А кого в тот период древние люди приносили в жертву?

— Ритуалы совершались перед объектами поклонения, чтобы для всего коллектива добиться удачи как в тактическом, так и в стратегическом плане. У древних людей были свои религиозные праздники, связанные с годовым циклом. И не только в эпоху неолита, но и в более позднее время. Например, мы выявили жертвенник эпохи раннего железа, он существовал примерно 2,5 тысячи лет назад. Там есть ритуальное кострище, в угли которого бросали вещи. По всей видимости, священную роль играл даже не огонь, через который шло очищение, а дым — медиатор между земной поверхностью и верхней сферой.

— Шаманы на этих жертвенниках уже в бубны били?

— Шаманы с бубнами, на которых изображали схему мироздания, с колотушкой, в облачении, появляются у нас, судя по наскальным рисункам, две тысячи лет назад. Они устраивали интермедии, драматические постановки, связанные с сюжетами из древней мифологии. Рядом с шаманами — ряженые исполнители ритуалов, которые принимали облик богов.

А до этого были шаманствующие лица, своеобразные культовые работники. На наскальных рисунках их можно опознать по косвенным признакам — у них рога на голове, жезл в руке. В Западной Европе есть петроглифы эпохи палеолита (древнего каменного века), где уже появляются ряженые товарищи, колдуны — предтечи первых исполнителей культовых обрядов, протошаманы.

Кстати, со временем меняются и изображения объектов поклонения. Первые рисунки имеют облик животных. Постепенно они приобретают зооантропоморфный образ — рожицы, «смайлики», бесформенные фигуры, некие фантастические существа. Чем ближе к нашему времени, тем объекты поклонения больше похожи на людей. Чётко прослеживается их антропоморфизация в тот момент, когда появляется металл. Человекоподобные изваяния, например, эпохи ранней бронзы, принадлежат к Окуневской культуре. Их дубликаты можно увидеть в экспозициях Красноярского, Абаканского и Минусинского краеведческих музеев.

Окуневцы против андроновцев

— Давайте вернёмся к миграции населения в эпоху бронзы. Как всё-таки окуневцы попали в верховья Кана?

— Примерно 10 тысяч лет назад произошли резкие изменения климата, наступило потепление. Эта эпоха называется голоценом. Самые благоприятные условия сложились около пяти тысяч лет назад, в период голоценового оптимума. Климат стал похож на тот, что сейчас наблюдаются в Южном Приморье: повышенная влажность, полноводные реки, много растительности. Но 4,5 тысячи лет назад условия начали ухудшаться: и умеренно континентальный климат стал превращаться в резко континентальный, влажность снижалась, происходило осушение водоёмов. Возможно, именно в этот период представители Окуневской культуры, которые до этого успешно осваивали степь, ушли в подтаёжные и таёжные зоны, в том числе в верховья реки Кан.

Есть и другая версия появления степных жителей в Саянах. Их к миграции подтолкнула волна переселения народов, которая шла из Западной Сибири. Можно предположить, что окуневцев в верховья Кана вытеснили андроновцы — представители культуры, названной в честь деревни Андроново в Ужурском районе, где обнаружены их погребения. Это были скотоводы, обладавшие лёгкими колесницами, запрягаемыми лошадьми. Их колесо вращалось вокруг оси, а у местных народов проворачивалось вместе с осью, поэтому тянуть повозки могли только быки-тяжеловозы. В краеведческом музее стоит стела, на которой изображён такой транспорт: арба с двумя колёсами и двумя быками. Естественно, более мобильные андроновцы стали резко вытеснять с территории остальное население.

— Как они ездили на повозках и колесницах по бездорожью?

— Их использовали только в степи, а по пересечённой местности шли на волокушах или пешим ходом. Нельзя забывать, что у них были ещё и лодки. Например, довольно интересный цикл наблюдался у кетоязычного народа — кайдынцев, которые жили в таёжной зоне Саяна, где-то на территории современного Курагинского района. Они сейчас исчезли, но остались исторические заметки об их быте. Зимой кайдынцы уходили в верховье Казара и Кизира, брали с собой берестяные лодки, которые оставляли на вершине. На месте их уже ждали лыжи, заброшенные туда заранее. В верховьях они охотились, потом оставляли лыжи и припасы, на лодках скатывались вниз и летом занимались рыбной ловлей. И так каждый год. Эти циклы хозяйственной жизни формировались веками. Потому что первоочередная задача древнего человека — сделать всё, чтобы коллектив выжил, чтобы был пищевой ресурс и возможность воспроизвести потомство.

Всегда что-то новое

— Вы говорили, что были в этом сезоне и другие экспедиции. Где ещё удалось побывать?

— В июле выезжали со студентами на Шалаболинскую писаницу, исследовали центральный участок скалы.

Шалаболинская писаница — известный объект. Но до этого мы изучали видимые композиции, которые бросались в глаза, а сейчас хотим получить полную информацию об этом скальном массиве, чтобы ни одна картинка не проскочила мимо. Качественно отрабатываем каждый участок, анализируем технику исполнения, фиксируем малейшие детали, определяем датировку и смысл каждого рисунка. Скалу, которая простирается на 2,5 километра, разделили на восемь участков, постепенно их обследуем, чтобы через несколько лет издать полновесный труд.

А в августе был хороший выезд в Нижнее Приангарье. Там находится большой комплекс объектов. Он был обнаружен тогда, когда не было современных технологий. В этой экспедиции мы уточняли данные о границах комплекса, снимали GPS-координаты. Кстати, в ходе обследования нашлись новые объекты. Чем замечательна археология, так это тем, что она всегда связана с новыми открытиями.

В тему

Выставка «Сны Сибири» рассказывает о древнем и средневековом прошлом Сибири и Дальнего Востока. Это первый в России проект, объединивший историю, археологию и передовые экспозиционные технологии, чтобы создать яркий рассказ о культуре Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Выставка разместилась в Красноярске одновременно в двух зданиях: художественном музее имени В. И. Сурикова и Музейном центре «Площадь Мира». Она будет работать до 12 января 2025 года. В № 130 «Городских новостей» вышел подробный репортаж об экспозиции в статье «Царская охота, Нефертити из Хабаровского края».

12+

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА